Что
такое искусство? И где та грань, которая отличает искусство от подделки? Люди
готовы ехать за тридевять земель для того, чтобы посмотреть на великие
произведения, созданные руками человека. Почему одни произведения мы называем
искусством, а другие – ремесленничеством? В поисках ответов на эти вопросы
написаны статьи, диссертации, книги. Но на самом деле однозначного ответа не
существует – очень многое в сфере искусства зависит от личного вкуса каждого
человека, от его способности чувствовать. Фактически ответы на эти вопросы
лежат не столько в сфере интеллекта, сколько в сфере чувства.
Представления
о том, что можно считать искусством, за последние 100 с лишним лет поменялись
кардинально. Еще в XIX веке искусством считалось лишь античное и европейское. В
связи с чем Лев Толстой писал, что «не только две трети человеческого рода, все
народы Азии, Африки, живут и умирают, не зная этого единственного высшего
искусства, но, мало этого, в нашем христианском обществе едва ли одна сотая
всех людей пользуется тем искусством, которое мы называем всем искусством…»
Открытия середины ХХ века, когда были обнаружены произведения первобытных
художников и скульпторов, заставили ученых совершенно по-новому взглянуть на
то, чем для человека являются занятия творчеством и почему искусство обладает
такой магической властью над людьми.
Настоящий
художник способен выразить в своем произведении то, что остальные лишь
чувствуют. В странах Востока считали, что искусство возникло тогда, когда
впервые человек не смог сдержать свои эмоции. Искусствоведы в своих научных
трудах пишут о том, что искусство – это чувства человека, выраженные через
материалы и формы.
Глядя
на путь, пройденный человечеством, мы видим, как менялись людские эмоции от
эпохи к эпохе. Радость, восторг, ожидание чуда – основные настроения эпохи
Возрождения пронизывают картины Леонарда да Винчи. Картины же мастера кисти
Викторианской эпохи Уильяма Эгли выражают романтические чувства, которые
характерны для времен правления королевы Виктории. А яркая, говорящая,
призывающая графика первых советских лет очень точно передает нам бурные эмоции
той поры. Благодаря творчеству великих художников, архитекторов, скульпторов
история человечества становится для нас чем-то, по-настоящему живым. И чувства
людей, которые жили задолго до нас, через шедевры мирового искусства вызывают
отклик в наших душах. ХХ столетие
не только принесло художникам невиданные ранее возможности (прежде всего технические),
но и заставило их отказаться
от привычного взгляда на мир. Уже в начале века наука пересмотрела большую часть «бесспорных
истин» Нового времени. Гуманистические
ценности Возрождения и Просвещения больше не служили поддержкой человеку. Теперь он сам должен был
защищать их в кошмаре
мировых войн и тоталитарных режимов. Достижения прошлого казались бесполезными, и
человечество осталось наедине с грозным и таинственным миром, словно в первобытные времена (не
случайно огромную популярность в XX в. приобрело доисторическое и примитивное искусство). При этом одни наперекор всему искали
выход в продолжении культурной традиции прошлого, другие — в обретении
утраченных связей с природой, третьи — в научно-технической революции,
четвёртые — в нигилистическом
самоутверждении... Всё это по-своему реализовалось в искусстве.
Разнообразие направлений —
характерная черта искусства XX столетия. В первые его десятилетия многие мастера порвали со
сложившимися художественными
традициями: появились различные направления авангарда (франц. avant-garde — «передний край», «передовой
отдел»). Однако далеко не все дюдернисты жили
отрицанием прошлого: в их творчестве существуют примеры глубоко индивидуального и полнокровного претворения опыта
искусства античности и Возрождения. Авангард начала XX
в. в большинстве случаев восставал против
традиционных форм, но был родствен классике
тем, что также стремился творчески воплотить черты материального или
духовного мира, — недаром в последнее время его наследие признаётся равноправной частью мирового искусства.
Сложнее обстоит дело с дадаизмом, а также поп-артом и другими течениями
60—70-х гг., в которых пересматривались сами
принципы творчества и возможность диалога между художником и зрителем.
Искусство России
В развитии русской художественной культуры XX столетия чётко выделяются два периода — от начала века до
30-х гг. и 30—80-е гг. Первые два десятилетия XX
в. — время расцвета русского искусства, особенно живописи и архитектуры. Стиль
модерн, сложившийся в России в последней трети XIX
в., глубоко изменил сознание мастеров, выдвинув на первый план проблему создания новых форм и выразительных средств.
Художественная жизнь стала захватывающе
интересной: одна за другой следовали выставки, вызывавшие, как правило, бурные дискуссии в прессе, издавались
разнообразные журналы. Основные течения европейского искусства — фовизм,
кубизм, футуризм и другие — получили в России блестящее развитие. Почти все они
пришли на российскую почву с некоторым
опозданием, поэтому художники сочетали
черты разных стилей, создавая собственные, совершенно новые и уникальные варианты. В свою очередь и русское
искусство нашло серьёзных ценителей на Западе. Европейские и отечественные
мастера словно заново открыли друг друга, ощутив себя при этом единым
творческим целым.
Поиски новых
образов привели к более глубокому изучению национальных корней и традиций.
Художники-примитивисты включили в сферу «высокого» искусства сложный и парадоксальный мир городского
фольклора, обратились к народной и бытовой
культуре — лубку, вывескам и афишам. Именно в первые десятилетия XX в. было заново открыто древнерусское наследие, особенно иконопись. Изобразительный язык
русских икон во многом повлиял на
отношение к цвету, пространству и ритмической организации холста. В
начале 10-х гг. возникли первые произведения абстрактного, или беспредметного, искусства, т. е. работы, в
которых не было даже намёка на
изображение реального мира. Их композиция представляла собой игру линий, цветовых пятен и геометрических
конструкций, не связанных конкретным
содержанием.
Революция в октябре 1917 г.,
приведшая к власти коммунистов, изменила направление
развития русского искусства. В первой половине 20-х гг. художники ещё продолжали эксперименты и поиски,
создавали новые группы и объединения.
Однако во второй половине десятилетия художественная жизнь начала испытывать всё нарастающее
идеологическое и административное
давление государства. Многие мастера были вынуждены уехать за границу, а оставшиеся подверглись травле в печати,
лишились возможности выставляться,
некоторые были арестованы. Основной удар приняли на себя те, кто тяготел к абстрактным формам изобразительного
искусства.
Государственная идеология
выдвинула в качестве главного художественного метода так называемый социалистический
реализм — очередной вариант
академического искусства, призванный воспитывать людей в духе коммунистической
морали. В 1932 г. специальным правительственным указом были запрещены все независимые художественные объединения и создана государственная
система творческих союзов — Союз художников СССР, Союз архитекторов СССР и т. п. Наступила эпоха тоталитаризма, когда любые формы
культуры, не укладывавшиеся в нормы соцреализма, могли существовать только в нелегальных условиях (волна «подпольного
авангарда» особенно мощной была в 60—70-х гг.). Ситуация стала постепенно
меняться только во второй половине 80-х гг.
|