Меню

Главная » Статьи » 9 класс

Урок 1

Что такое искусство? И где та грань, которая отличает искусство от подделки? Люди готовы ехать за тридевять земель для того, чтобы посмотреть на великие произведения, созданные руками человека. Почему одни произведения мы называем искусством, а другие – ремесленничеством? В поисках ответов на эти вопросы написаны статьи, диссертации, книги. Но на самом деле однозначного ответа не существует – очень многое в сфере искусства зависит от личного вкуса каждого человека, от его способности чувствовать. Фактически ответы на эти вопросы лежат не столько в сфере интеллекта, сколько в сфере чувства.

Представления о том, что можно считать искусством, за последние 100 с лишним лет поменялись кардинально. Еще в XIX веке искусством считалось лишь античное и европейское. В связи с чем Лев Толстой писал, что «не только две трети человеческого рода, все народы Азии, Африки, живут и умирают, не зная этого единственного высшего искусства, но, мало этого, в нашем христианском обществе едва ли одна сотая всех людей пользуется тем искусством, которое мы называем всем искусством…» Открытия середины ХХ века, когда были обнаружены произведения первобытных художников и скульпторов, заставили ученых совершенно по-новому взглянуть на то, чем для человека являются занятия творчеством и почему искусство обладает такой магической властью над людьми.

Настоящий художник способен выразить в своем произведении то, что остальные лишь чувствуют. В странах Востока считали, что искусство возникло тогда, когда впервые человек не смог сдержать свои эмоции. Искусствоведы в своих научных трудах пишут о том, что искусство – это чувства человека, выраженные через материалы и формы.

Глядя на путь, пройденный человечеством, мы видим, как менялись людские эмоции от эпохи к эпохе. Радость, восторг, ожидание чуда – основные настроения эпохи Возрождения пронизывают картины Леонарда да Винчи. Картины же мастера кисти Викторианской эпохи Уильяма Эгли выражают романтические чувства, которые характерны для времен правления королевы Виктории. А яркая, говорящая, призывающая графика первых советских лет очень точно передает нам бурные эмоции той поры. Благодаря творчеству великих художников, архитекторов, скульпторов история человечества становится для нас чем-то, по-настоящему живым. И чувства людей, которые жили задолго до нас, через шедевры мирового искусства вызывают отклик в наших душах. ХХ столетие не только принесло художникам невиданные ранее возможности (прежде всего технические), но и заставило их отказаться от привычного взгляда на мир. Уже в начале века наука пересмотрела большую часть «бесспорных истин» Нового времени. Гуманистические ценности Возрождения и Просвещения больше не служили поддержкой человеку. Теперь он сам должен был защищать их в кошмаре мировых войн и тоталитарных режимов. Достижения прошлого казались бесполезными, и человечество осталось наедине с грозным и таинственным миром, словно в первобытные времена (не случайно огромную популярность в XX в. приобрело доисторическое и примитивное искусство). При этом одни наперекор всему искали выход в продолжении культурной традиции прошлого, другие — в обретении утраченных связей с природой, третьи — в научно-технической революции, четвёртые — в нигилистическом самоутверждении... Всё это по-своему реализовалось в искусстве.

Разнообразие направлений — характерная черта искусства XX столетия. В первые его десятилетия многие мастера порвали со сложившимися художественными традициями: появились различные направления авангарда (франц. avant-garde — «передний край», «передовой отдел»). Однако далеко не все дюдернисты жили отрицанием прошлого: в их творчестве существуют примеры глубоко индивидуального и полнокровного претворения опыта искусства античности и Возрождения. Авангард начала XX в. в большинстве случаев восставал против традиционных форм, но был родствен классике тем, что также стремился творчески воплотить черты материального или духовного мира, — недаром в последнее время его наследие признаётся равноправной частью мирового искусства. Сложнее обстоит дело с дадаизмом, а также поп-артом и другими течениями 60—70-х гг., в которых пересматривались сами принципы творчества и возможность диалога между художником и зрителем.

 

Искусство России

В развитии русской художественной культуры XX столетия чётко выделяются два периода — от начала века до 30-х гг. и 30—80-е гг. Первые два десятилетия XX в. — время расцвета русского искусства, особенно живописи и архитектуры. Стиль модерн, сложившийся в России в последней трети XIX в., глубоко изменил сознание мастеров, выдвинув на первый план проблему создания новых форм и выразительных средств. Художественная жизнь стала захватывающе интересной: одна за другой следовали выставки, вызывавшие, как правило, бурные дискуссии в прессе, издавались разнообразные журналы. Основные течения европейского искусства — фовизм, кубизм, футуризм и другие — получили в России блестящее развитие. Почти все они пришли на российскую почву с некоторым опозданием, поэтому художники сочетали черты разных стилей, создавая собственные, совершенно новые и уникальные варианты. В свою очередь и русское искусство нашло серьёзных ценителей на Западе. Европейские и отечественные мастера словно заново открыли друг друга, ощутив себя при этом единым творческим целым.

Поиски новых образов привели к более глубокому изучению национальных корней и традиций. Художники-примитивисты включили в сферу «высокого» искусства сложный и парадоксальный мир городского фольклора, обратились к народной и бытовой культуре — лубку, вывескам и афишам. Именно в первые десятилетия XX в. было заново открыто древнерусское наследие, особенно иконопись. Изобразительный язык русских икон во многом повлиял на отношение к цвету, пространству и ритмической организации холста. В начале 10-х гг. возникли первые произведения абстрактного, или беспредметного, искусства, т. е. работы, в которых не было даже намёка на изображение реального мира. Их композиция представляла собой игру линий, цветовых пятен и геометрических конструкций, не связанных конкретным содержанием.

Революция в октябре 1917 г., приведшая к власти коммунистов, изменила направление развития русского искусства. В первой половине 20-х гг. художники ещё продолжали эксперименты и поиски, создавали новые группы и объединения. Однако во второй половине десятилетия художественная жизнь начала испытывать всё нарастающее идеологическое и административное давление государства. Многие мастера были вынуждены уехать за границу, а оставшиеся подверглись травле в печати, лишились возможности выставляться, некоторые были арестованы. Основной удар приняли на себя те, кто тяготел к абстрактным формам изобразительного искусства.

Государственная идеология выдвинула в качестве главного художественного метода так называемый социалистический реализм — очередной вариант академического искусства, призванный воспитывать людей в духе коммунистической морали. В 1932 г. специальным правительственным указом были запрещены все независимые художественные объединения и создана государственная система творческих союзов — Союз художников СССР, Союз архитекторов СССР и т. п. Наступила эпоха тоталитаризма, когда любые формы культуры, не укладывавшиеся в нормы соцреализма, могли существовать только в нелегальных условиях (волна «подпольного авангарда» особенно мощной была в 60—70-х гг.). Ситуация стала постепенно меняться только во второй половине 80-х гг.

Категория: 9 класс | Добавил: HUNTgo (15.03.2013)
Просмотров: 723 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

СТАТИСТИКА
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Советы
Перейти

При копировании материалов, ссылка на оригинальный материал обязательна! © Мировая художественная культура 2013