Меню

Главная » Статьи » 9 класс

Урок 11

XX век предоставил творцам всех мастей неслыханную свободу самовыражения. Старая культура умирала, новая рождалась на свет. Активно внедрялись в искусство новые и непривычные формы и интонации. Публика с восторгом принимала  художественные эксперименты творцов – новаторов. Искусство в XX веке менялось и развивалось чрезвычайно быстро. Течения сменяли одно другое; то, что было новым вчера, сегодня уже оказывалось устаревшим. Именно к этому периоду относится творчество испанского художника П. Пикассо. В его творчестве каждый может найти что-то, что близко именно ему. Но все сходятся во мнении, что Пикассо был мастером, наиболее полно выразившим в своем творчестве дух минувшего столетия.

Картина, о которой пойдет речь, написанная в течение нескольких дней, — одно из главных произведений XX века. Она стала метафорой авангардного искусства, отчасти началом кубизма. Она взорвала обывательское, и не только, представление о живописи, о красоте, о женщине. Это был шок для публики, знавшей Пикассо, но и путь к свободе — и опять новаторский, ошеломляющий стиль. Неоднозначно было принято это полотно. Кто-то был потрясен «Авиньонскими девицами», понимающим, что находится у истоков необычного искусства. А вот Анри Матисс был рассержен. Он увидел в картине Пикассо пародию на поиски новых выразительных средств живописи. Недоумение и восторг, гнев и удивление — такова была реакция на рождение кубизма.

В картине все необычно. Крайняя фигура слева имеет нечто общее с египетскими и ассирийскими рельефами. Две центральные женщины — отдаленная копия росписей романских храмов испанской Каталонии, в них есть какой-то мистический лиризм. Правые фигуры с вывернутыми лицами напоминают участников какого-то жуткого ритуала, навеянного африканской скульптурой.

Впрочем, увлечение искусством черного континента возникло не случайно. Осенью 1907 г. в Париже была открыта большая выставка, посвященная быту и культуре народов Африки, вызвавшая большой интерес французов, и от ликов «девиц», несомненно, веет этим внеевропейским искусством. Ритуальные африканские маски обрели в картине испанца новое бытие. Полотно превращается в некое пространство с таинственными, почти бесполыми и пугающими существами. Застылые фигуры — идолообразны. Они завораживают. Стоит обратить внимание и на руку в верхнем левом углу композиции, отодвигающую занавес. Она не принадлежит ни одной из «девиц». Эта таинственная рука — какого-то существа из-за кулис, распорядителя зрелища.

Пикассо создал загадочные и мрачные образы, подавляющие мысли, чувства и инстинкты. С тех пор критики стали говорить о «демонизме» в творчестве Пикассо.

Так в чем же значение этой столь шокировавшей тогда публику картины?

Существует мнение, что авангард XX века начался именно с кубизма, когда было покончено с изображением реальности, когда стала создаваться новая реальность. Критики даже обозначали кубизм как художественную революцию, сравнимую с переменами сознания эпохи Возрождения.

Это пронзительное полотно стало поворотной точкой в истории искусства XX века. Работая над картиной, Пикассо преднамеренно стремился опровергнуть традиционное представление о том, что художник должен изображать на своей картине только то, что видит он в одном определенном ракурсе. Художник же сгущает коричневые тона на стоящей слева фигуре, а лица двух стоящих справа женщин превращает в пугающие маски. Фигура присевшей женщины искажена и показана одновременно спереди и сзади, что было для того времени крайне революционной идеей. В итоге картина объединяет в себе несколько точек взгляда, и зритель видит то, что мог видеть художник, перемещаясь вокруг натурщиц.

Другой художник, рушивший привычный мир живописи, - Климт. Он стоял особняком в рядах своих современников. Он чаще подвергался критике, нежели похвале.

 Будучи немногим старше тридцати, Климт уже считался непревзойденным живописцем-декоратором, работающим в общепризнанной приятной манере. Однако в 1897 г. он принял участие в бунте против художественных классиков, который привел к образованию "Сецессиона"- отколовшейся группы художников, желавших создавать и выставлять работы в более современном и экспериментальном стиле.

Климту в своей картине "Поцелуй", которая имеет право считаться одним из лучших произведений искусства художественного стиля Арт Нуво, удалось передать грань между духом и материей, между возможным и необратимым. В этой картине Климт соединил внешнее и внутреннее; золото и серебро, красочность орнаментов, в которые обрамлены две фигуры, позволяет ощутить яркость, богатство, блеск того самого переживания, внутреннего порыва, чувства живущего в женщине и мужчине. Руки и лица влюбленной пары дают нам внешнее отражение всей палитры чувств. "Поцелуй" - это картина, передающая наслаждение мигом вечности.

Пара в золотом сиянии одежд, сомкнувшая объятья на краю обрыва, на ковре, сплетенном из трав и цветов. Руки и лица в обрамлении золота и самоцветов узоров. Здесь нет ни пространства, ни времени, ни движения. Мгновение, как в янтаре, застыло в вибрирующем золотом тиснении фона. Биению его слабого пульса вторят символы орнамента, стекающие с их одежд и оплетающие их…

    Ослепительно яркая и эмоциональная картина Климта "Поцелуй" приобрела огромную известность сразу после своего появления. Обнявшаяся пара, облаченная в мозаичные одежды, изображена на абстрактном золотистом фоне. Напряженность атмосферы усиливается за счет глубокого контраста между натуралистическими и декоративными деталями. Реалистически написанные лица, руки и ноги влюбленных покрыты и окружены плоскостями с абстрактным рисунком, соответствующим фактуре ткани и цветам.

Художник выбирает для картины свой любимый квадратный формат, игнорируя при этом глубину пространства и горизонт.   

Предшествовавшие "Поцелую" эпатажные работы художника делили аудиторию на две неравные части: большую - яростных противников; и небольшую - единомышленников и поклонников. "Поцелуй", обозначивший высшую точку "золотого периода" творчества художника и ставший эмблемой венского Сецессиона, получив безоговорочное признание, на время примирил тех и других.

Еще один яркий представитель нового искусства начала ХХ столетия - Анри Матисс - самый известный среди художников-фовистов. (основа их идей -решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым жёлтым – первичным элементам, которые будоражат наши чувства). Матисс отказался от смешения цветов светотени и мелких деталей – ничто не должно было снижать звучность краски. Другим выразительным средством в его  картинах была точно отработанная линия. Художник подчёркивал каждое движение, каждый контур линией; она иногда выглядела своеобразной рамкой, в которую заключена форма. Картина "Танец" поражает своей простотой и динамизмом. Художник воплотил в ней воспоминание о счастливом существовании человечества на совсем юной Земле, своего рода рае, но без религиозных ассоциаций. Передана суть не танца, а самой жизни: чистые, основные, «первичные» цвета.

«Танец» был создан по заказу московского коллекционера С.И. Щукина. Вместе с полотном «Музыка» находится сейчас в Эрмитаже.

Сюжет картины «Танец» Матиссу навеяли увиденные им народные пляски. По другой же версии — «Танец» — написана под впечатлением от греческой вазовой живописи, выступлений Айседоры Дункан и русских сезонов С. Дягилева.

Основное выразительное средство полотна — сочетание лаконичности живописных средств с его огромным размером. «Танец» написан всего тремя красками. Синим цветом передано небо, розовым — тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм. На картине изображен танец, хоровод пяти обнаженных людей на вершине холма.

В 1941 году Сальвадор Дали написал картину «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения». Она относится к стилю сюрреализм. Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода и иррациональность.

Сальвадор Дали так писал о своей картине: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому, как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы».

Его картина «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения», – точка, вокруг которой вращается модернизм в творчестве С. Дали. Во всяком случае, одна из точек. Гранат осыпается зернами и создает настроение, картины. И гранат (реальный), и пчелка почти рядом с нами, вся развертывающаяся картина – вдали. Сияющая Гала (жена и вечная любовь художника) и ее сон. Рубеж реалий и надреалий. Надвигается странный мир сна и предчувствий. Жало пчелы – ружье со штыком уже колет руку молодой обнаженной женщины, парящей над льдиной. Пчела оборачивается желтополосатыми хищниками, упруго зависшими в полете, «Животворящая биология» предстает цепью возникающих друг из друга организмов. Один из тигров вырывается из пасти рыбы, хвост другого строго симметрично – из пасти первого. Отчетливость (великолепный рисунок) и прозрачность – два свойства живописи Дали. Реализм ирреального. Любовь к цвету как к совершенству; к форме как к абсолюту. Он говорил, что действительность надо изобретать.

Категория: 9 класс | Добавил: HUNTgo (15.03.2013)
Просмотров: 548 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

СТАТИСТИКА
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Советы
Перейти

При копировании материалов, ссылка на оригинальный материал обязательна! © Мировая художественная культура 2013