XX век предоставил творцам всех мастей неслыханную
свободу самовыражения. Старая культура умирала, новая рождалась на свет. Активно
внедрялись в искусство новые и непривычные формы и интонации. Публика с
восторгом принимала художественные
эксперименты творцов – новаторов. Искусство в XX веке менялось и развивалось
чрезвычайно быстро. Течения сменяли одно другое; то, что было новым вчера,
сегодня уже оказывалось устаревшим. Именно
к этому периоду относится творчество испанского художника П. Пикассо. В его
творчестве каждый может найти что-то, что близко именно ему. Но все сходятся во
мнении, что Пикассо был мастером, наиболее полно выразившим в своем творчестве
дух минувшего столетия.
Картина, о которой пойдет речь, написанная в течение
нескольких дней, — одно из главных произведений XX века. Она стала метафорой
авангардного искусства, отчасти началом кубизма. Она взорвала обывательское, и
не только, представление о живописи, о красоте, о женщине. Это был шок для
публики, знавшей Пикассо, но и путь к свободе — и опять новаторский,
ошеломляющий стиль. Неоднозначно было принято это полотно. Кто-то был потрясен
«Авиньонскими девицами», понимающим, что находится у истоков необычного искусства.
А вот Анри Матисс был рассержен. Он увидел в картине Пикассо пародию на поиски
новых выразительных средств живописи. Недоумение и восторг, гнев и удивление —
такова была реакция на рождение кубизма.
В картине все необычно. Крайняя фигура
слева имеет нечто общее с египетскими и ассирийскими рельефами. Две центральные
женщины — отдаленная копия росписей романских храмов испанской Каталонии, в них
есть какой-то мистический лиризм. Правые фигуры с вывернутыми лицами напоминают
участников какого-то жуткого ритуала, навеянного африканской скульптурой.
Впрочем, увлечение искусством черного
континента возникло не случайно. Осенью 1907 г. в Париже была открыта большая выставка,
посвященная быту и культуре народов Африки, вызвавшая большой интерес французов,
и от ликов «девиц», несомненно, веет этим внеевропейским искусством. Ритуальные
африканские маски обрели в картине испанца новое бытие. Полотно превращается в
некое пространство с таинственными, почти бесполыми и пугающими существами.
Застылые фигуры — идолообразны. Они завораживают. Стоит обратить внимание и на
руку в верхнем левом углу композиции, отодвигающую занавес. Она не принадлежит
ни одной из «девиц». Эта таинственная рука — какого-то существа из-за кулис,
распорядителя зрелища.
Пикассо создал загадочные и мрачные
образы, подавляющие мысли, чувства и инстинкты. С тех пор критики стали
говорить о «демонизме» в творчестве Пикассо.
Так в чем же значение этой столь
шокировавшей тогда публику картины?
Существует мнение, что авангард XX века
начался именно с кубизма, когда было покончено с изображением реальности, когда
стала создаваться новая реальность. Критики даже обозначали кубизм как
художественную революцию, сравнимую с переменами сознания эпохи Возрождения.
Это пронзительное полотно стало поворотной
точкой в истории искусства XX века. Работая над картиной, Пикассо преднамеренно
стремился опровергнуть традиционное представление о том, что художник должен
изображать на своей картине только то, что видит он в одном определенном
ракурсе. Художник же сгущает коричневые тона на стоящей слева фигуре, а лица
двух стоящих справа женщин превращает в пугающие маски. Фигура присевшей
женщины искажена и показана одновременно спереди и сзади, что было для того
времени крайне революционной идеей. В итоге картина объединяет в себе несколько
точек взгляда, и зритель видит то, что мог видеть художник, перемещаясь вокруг
натурщиц.
Другой художник, рушивший привычный мир живописи, -
Климт. Он стоял особняком в рядах своих современников. Он чаще подвергался
критике, нежели похвале.
Будучи немногим старше
тридцати, Климт уже считался непревзойденным живописцем-декоратором, работающим
в общепризнанной приятной манере. Однако в 1897 г. он принял участие в
бунте против художественных классиков, который привел к образованию
"Сецессиона"- отколовшейся группы художников, желавших создавать и
выставлять работы в более современном и экспериментальном стиле.
Климту в своей картине "Поцелуй", которая имеет
право считаться одним из лучших произведений искусства художественного стиля
Арт Нуво, удалось передать грань между духом и материей, между возможным и
необратимым. В этой картине Климт соединил внешнее и внутреннее; золото и
серебро, красочность орнаментов, в которые обрамлены две фигуры, позволяет
ощутить яркость, богатство, блеск того самого переживания, внутреннего порыва,
чувства живущего в женщине и мужчине. Руки и лица влюбленной пары дают нам
внешнее отражение всей палитры чувств. "Поцелуй" - это картина,
передающая наслаждение мигом вечности.
Пара в золотом сиянии одежд, сомкнувшая объятья на краю
обрыва, на ковре, сплетенном из трав и цветов. Руки и лица в обрамлении золота
и самоцветов узоров. Здесь нет ни пространства, ни времени, ни движения.
Мгновение, как в янтаре, застыло в вибрирующем золотом тиснении фона. Биению
его слабого пульса вторят символы орнамента, стекающие с их одежд и оплетающие
их…
Ослепительно яркая и эмоциональная картина Климта "Поцелуй"
приобрела огромную известность сразу после своего
появления. Обнявшаяся пара, облаченная в мозаичные одежды, изображена на
абстрактном золотистом фоне. Напряженность атмосферы усиливается за счет
глубокого контраста между натуралистическими и декоративными деталями.
Реалистически написанные лица, руки и ноги влюбленных покрыты и окружены
плоскостями с абстрактным рисунком, соответствующим фактуре ткани и цветам.
Художник выбирает для картины свой любимый
квадратный формат, игнорируя при этом глубину пространства и горизонт.
Предшествовавшие "Поцелую"
эпатажные работы художника делили аудиторию на две неравные части: большую -
яростных противников; и небольшую - единомышленников и поклонников.
"Поцелуй", обозначивший высшую точку "золотого периода"
творчества художника и ставший эмблемой венского Сецессиона, получив
безоговорочное признание, на время примирил тех и других.
Еще один яркий представитель нового искусства начала
ХХ столетия - Анри Матисс - самый известный среди художников-фовистов. (основа
их идей -решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым
жёлтым – первичным элементам, которые будоражат наши чувства). Матисс отказался
от смешения цветов светотени и мелких деталей – ничто не должно было снижать
звучность краски. Другим выразительным
средством в его картинах была точно отработанная линия. Художник
подчёркивал каждое движение, каждый контур линией; она иногда выглядела
своеобразной рамкой, в которую заключена форма. Картина
"Танец" поражает своей простотой и динамизмом. Художник воплотил в
ней воспоминание о счастливом существовании человечества на совсем юной Земле, своего
рода рае, но без религиозных ассоциаций. Передана суть не танца, а самой жизни: чистые, основные, «первичные»
цвета.
«Танец» был создан по заказу московского коллекционера С.И. Щукина.
Вместе с полотном «Музыка» находится сейчас в Эрмитаже.
Сюжет картины «Танец» Матиссу
навеяли увиденные им народные пляски. По другой же версии — «Танец» — написана
под впечатлением от греческой вазовой живописи, выступлений Айседоры Дункан и
русских сезонов С. Дягилева.
Основное выразительное средство полотна —
сочетание лаконичности живописных
средств с его огромным размером. «Танец» написан всего тремя красками.
Синим цветом передано
небо, розовым — тела
танцоров, а зеленым цветом изображен холм. На картине изображен танец,
хоровод пяти обнаженных людей на вершине холма.
В 1941 году Сальвадор Дали написал картину
«Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения».
Она относится к стилю сюрреализм. Основное
понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Это направление сложилось под большим влиянием
теории психоанализа Фрейда Первейшей целью сюрреалистов было духовное
возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей
являлись свобода и иррациональность.
Сальвадор Дали так
писал о своей картине: «Целью было
впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного
мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому,
как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный
сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который
разбудит Галу. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон
Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы».
Его картина «Сон, вызванный полетом
пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения», – точка, вокруг которой
вращается модернизм в творчестве С. Дали. Во всяком случае, одна из точек.
Гранат осыпается зернами и создает настроение, картины. И гранат (реальный), и
пчелка почти рядом с нами, вся развертывающаяся картина – вдали. Сияющая Гала
(жена и вечная любовь художника) и ее сон. Рубеж реалий и надреалий.
Надвигается странный мир сна и предчувствий. Жало пчелы – ружье со штыком уже
колет руку молодой обнаженной женщины, парящей над льдиной. Пчела оборачивается
желтополосатыми хищниками, упруго зависшими в полете, «Животворящая биология»
предстает цепью возникающих друг из друга организмов. Один из тигров вырывается
из пасти рыбы, хвост другого строго симметрично – из пасти первого.
Отчетливость (великолепный рисунок) и прозрачность – два свойства живописи
Дали. Реализм ирреального. Любовь к цвету как к совершенству; к форме как к
абсолюту. Он говорил, что действительность надо изобретать.
|