Меню

Главная » Статьи » 9 класс

Урок 12

Кино в России (1896-1917)

В мае 1896 г. в Москве готовились к проведению пышной коронации нового императора России - Николая II. В старой столице собралось множество фотографов-корреспондентов газет, получивших для этого специальное разрешение. Среди них был и парижский оператор Камилл Серф, направленный в Москву Луи Люмьером для съемок коронаций российского императора с помощью нового аппарата. Об этом 5 мая и написала газета «Новости дня», отмечая, что все происходящее на коронации будет фиксироваться на особой движущейся ленте. Таким образом, изобретение Люмьера оказалось в России менее чем через полгода после первого публичного сеанса в Париже.

Первые демонстрации фильмов в России состоялись весной 1896 г. в Петербурге в летнем саду «Аквариум» и в Москве — в театре «Эрмитаж». В Москве в конце 1897 г. появилось сообщение об открытии на Красной площади в Верхних торговых рядах «Электрического театра». Он и был первым в России синематографом, который предназначался для демонстрации кинематографических лент.

Вначале развитие российского кинопроизводства тормозилось потоком иностранных лент, но оно постепенно начинает налаживаться — регулярное производство фильмов появляется в стране с 1907-1908 гг. Это время было непростым для России — только что закончилась революция 1905 г., в стране наступили годы реакции. Но постепенно начинает возрождаться экономика, и внимание предпринимателей привлекает новая область — кинематограф.

В числе первых предпринимателей в области кино — Александр Осипович Дранков и Александр Алексеевич Ханжонков. С именем А. Дранкова — журналиста и фотокорреспондента — связано начало систематических съемок и выпуска на массовый экран кинохроники (весна 1908 г.). Эти хроники фиксировали парадную сторону жизни Российской империи: прибытие глав иностранных государств, их встречи с царем, религиозные праздники и т. д. Первый в России игровой фильм представлял собой небольшую пантомиму на сюжет песни о Степане Разине — «Из-за острова на стрежень». Поскольку фильмы были «немыми», их демонстрацию сопровождали «живой» музыкой — импровизированным музыкальным аккомпанементом.

Другим известным кинопромышленником в это время был А. Ханжонков. С 1909 по 1914 гг. его фирма выпустила свыше семидесяти игровых картин. В 1912 г. на Житной улице в Москве он построил крупнейшее для своего времени киноателье, в котором снимали фильмы. Ханжонков выпускал фильмы-киноиллюстрации к произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого и других писателей. Он снимает и исторические картины: «Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири», «Оборона Севастополя», «1812 год». А. Ханжонков выпускает также хронику, учебные и научно-популярные фильмы. Именно благодаря ему в России началась съемка объемной мультипликации.

Усложнение художественных задач при производстве фильмов повлекло за собой возникновение в кинопроизводстве новой профессии — кинорежиссер.

Что же представляли собой первые российские фильмы? Многие из них были сняты по известным литературным произведениям. Не передавая ни сюжета, ни образного строя литературного источника, и лишь воспроизводили отдельные, наиболее выигрышные сцены эпизоды этих произведений. Режиссеры также «копировали», воспроизводили известные произведения живописи, а потом «оживляли» их. Так был поставлен фильм «1812 год», в котором оживляли картины художника В. В. Верещагина.

В 1911 г. были открыты технические принципы объемной мультипликации. В этих фильмах герои имеют свои индивидуальные черты, наибольшей выразительности характеры героев мультфильмов достигают в фильме «Стрекоза и Муравей» (по И. А. Крылову, 1913). Мультипликационные фильмы советских режиссеров имели международный успех.

 

Кино в годы Первой мировой войны и революции

С 1913-1914 гг. все больше выпускается фильмов в жанре так называемой салонно-психологической драмы, в них рассказывалось о неразделенной любви, ревности, погоне за богатством и т. п. Эти фильмы пользовались большим успехом у публики. Кино все больше распространялось по всей территории Российской империи, и к 1913г. в стране насчитывалось уже 1400 кинотеатров.

В годы Первой мировой войны в России резко сократился приток зарубежных фильмов. Вместе с тем зрители все больше посещали кинотеатры, кино стало самым демократичным и самым дешевым видом развлечения. Правительство стало уделять кинопроизводству значительно больше внимания, поскольку оно способствовало информации населения о ходе военных действий, помогало поднимать патриотический дух народа, не понимавшего необходимости войны. Кинопроизводство в 1914-1917 гг. значительно выросло: если в 1913 г. было выпущено 129 картин, то в 1916 г. — 500 картин, причем, в большинстве своем полнометражных.

Мощный подъем кинопроизводства способствует быстрому накоплению опыта в съемках фильмов, обеспечивает приток свежих творческих сил, среди которых были молодые талантливые люди, серьезно относящиеся к искусству кино, видящие в нем большой художественный потенциал. Мастера из смежных искусств приносили в кино свою художественную культуру, развитый художественный вкус. Профессия кинорежиссера начинает выделяться в самостоятельный вид деятельности, объединяющей творческие усилия всего съемочного коллектива.

 

Советское кино с 1917 по 1930 гг.

После Октябрьской революции советское правительство поставило задачу расширения социальных функций кино: оно должно стать не просто средством развлечения и отдыха, но и средством агитации и пропаганды для масс, средством их воспитания.

Но ситуация в стране обострялась. Кинопромышленники не хотели сотрудничать с новой властью, они закрывали свои предприятия, прятали и уничтожали аппаратуру, некоторые из них уезжают за границу. 27 августа 1919 г. правительством был издан Декрет о национализации кинематографической и фотографической промышленности (сейчас этот день отмечается как День российского кино). Для подготовки творческих и инженерно-технических кадров создаются киношколы. В октябре 1919 г. в Москве начинает работать Московская государственная школа кинематографии (ныне ВГИК).

В 20-е гг., после окончания гражданской войны, постепенно начинает восстанавливаться производство кинофильмов. В 1921 г. киностудии страны выпустили 3 полнометражных игровых фильма, в 1922 — 7, а в 1923 — 13. Кроме того, выпускались агитационные фильмы, хроника, научно-пропагандистские, или, как их называли, «культурфильмы». У истоков нового советского кино стояли молодые, выдвинутые революцией кинематографисты.

Дзига  Вертов  (Денис Аркадьевич Кауфман) (1896-1954) вначале учился в Психоневрологическом институте, затем был секретарем отдела кинохроники, где занимался монтажом журнала «Кинонеделя». Уже в этот период он вносит в монтаж хроники активное, творческое начало. Стараясь как можно лучше и выразительнее рассказать о событии, он склеивал куски кинохроники, снятые в разное время и в разных местах, соединяя их по признаку тематической или сюжетной близости, в результате чего получался обобщенный образ события.

Д. Вертов организует небольшую группу единомышленников, назвавших себя «киноками». Проводя свои поиски, Вертов работает над разными формами в создании кинообраза, что приводит его к созданию документального образного фильма. Возможности камеры приравнивались им к возможностям человеческого глаза. Он изучает выразительные качества ускоренной, замедленной, обратной съемки, мультипликации.

Свои поиски в области языка кино, его выразительных возможностей Д. Вертов отразил в фильме «Человек с киноаппаратом» (1929), увлекательном рассказе о профессии оператора документального кино. В фильме показано много приемов и открытий в области киносъемки, в том числе сделанных самим режиссером. Д. Вертов стоял у истоков школы кинодокументалистики, у него учились те, кто потом работал в российском документальном и игровом кино.

В первые годы после революции снимаются хроникальные сюжеты, которые ищутся на фронтах гражданской войны.

В рассматриваемый период существовали различные взгляды на главенствующую роль составляющих кинопроизводства. Например, некоторые мастера считали самым важным выразительным средством киноискусства монтаж. Под этим термином понимается соединение кадров (изображений), основанное на ассоциативном принципе восприятия. Практическое воплощение эти идеи нашли в фильме «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924). Фильм стал важным этапом в развитии советской кинематографии, настоящей энциклопедией съемки и работы актеров того времени.

Среди режиссеров советского немого кино было много талантливых кинематографистов, внесших свой вклад в развитие киноискусства.

Всеволод Илларионович Пудовкин (1893-1953) учился в Государственной киношколе, играл в фильмах, затем стал режиссером  киностудии  «Межрабпом-Русь». Здесь он в 1926 г. ставит картину «Мать» по произведению М. Горького. Режиссер большое внимание придает актерскому исполнению, передаче чувств актером, он много работает с ними над созданием образа — в отличие от Кулешова, который придавал большое значение действиям исполнителей. Фильм стал крупнейшим достижением советского кинематографа.

С фильмов «Звенигора» (1927) и «Арсенал» (1929) начался расцвет творчества Александра Петровича Довженко (1894-1956). А. Довженко вначале был учителем в школе, затем работал в системе народного образования, находился на дипломатической работе. В фильме «Арсенал» рассказывалось о восстании на киевском арсенале против власти петлюровцев в 1918 г. В этом фильме продолжал формироваться особый стиль Довженко, в котором сочетались поэтическая возвышенность образов с фольклором, народным юмором. После этих фильмов стали говорить о философском и поэтическом направлении его творчества.

Яков Александрович Протазанов (1881-1945) начал свою работу еще в дореволюционном кино затем был в эмиграции. Возвратившись в Россию, Протазанов начинает снимать фильм «Аэлита» по фантастическому роману А. Н. Толстого. К этой работе он привлекает известных театральных актеров. Фильм «Закройщик из Торжка» (1925) снимался режиссером по заказу Народного комиссариата финансов как реклама государственного внутреннего займа. Это была комедия, где много трюковых находок, смешных персонажей, роли которых исполняли великолепные актеры: И. В. Ильинский, В. П. Марецкая, С. Г. Бирман. Эти актеры с большим успехом продолжали сниматься и в звуковом кино.

Один из лучших фильмов режиссера — «Сорок первый» (1927) по одноименной повести Б. Лавренева. В основе сюжета — любовь девушки-партизанки к пленному белогвардейскому офицеру. Фильм получил высокую оценку зрителей и кинематографистов. Имея большой опыт производства фильмов, Я. Протазанов искал и новые пути выразительности кинематографического действия: «говорящую» деталь, разнообразные приемы повествовательного и метафорического монтажа.

В эпоху немого кино, в 20-е гг., проходило становление творчества  кинорежиссера Эйзенштейна. (1898-1948) — выдающегося режиссера, теоретика кино. Вначале Эйзенштейн занимался театром: был художником-декоратором, потом сопостановщиком, а затем и главным режиссером и художественным руководителем Первого Рабочего театра пролеткульта. Своим учителем он считал В. Э. Мейерхольда.

Однако произошла революция, началась Гражданская война, и двадцатилетним юношей Эйзенштейн вступил в ряды Красной Армии. Вместе с артистами, художниками и музыкантами он на агитационных поездах разъезжал по фронтам со спектаклями и концертами.

Эйзенштейн был невероятно одаренным человеком. Он свободно говорил, читал и писал на английском, французском и немецком языках. Прекрасно рисовал. Увлекался философией, историей, психологией, искусством. Эрудированность Эйзенштейна поражала всех, кто его знал.

После окончания войны Сергей Михайлович поступил на режиссерские курсы к Мейерхольду, работал в театре Пролеткульта, но вскоре предпочел театру кино. За свою недолгую жизнь (Эйзенштейн умер в возрасте пятидесяти лет) режиссер снял всего восемь фильмов, и каждому из них выпала своя непростая судьба. Картина «Да здравствует Мексика!», над которой Эйзенштейн работал в Америке при поддержке Голливуда, не была смонтирована автором и осталась за океаном. Спустя много лет после смерти Эйзенштейна ее закончил его помощник, режиссер Г.В. Александров.

Фильм-эпопею «Иван Грозный» Сталин лично подверг суровой критике. Вторая серия картины была запрещена к показу, а третья вовсе не закончена.

Лучший «фильм всех времен и народов». В 1925 г., к юбилею первой русской революции, Эйзенштейн снял фильм «Броненосец "Потемкин" ».

Заказ на него поступил от высшего руководства страны. Первоначально предполагалось сделать картину о революции в целом. Ее сценарий так и назывался «1905 год». Но затем родилась идея создать фильм, посвященный одному из эпизодов революционной борьбы — восстанию на броненосце «Потемкин».

В работе над картиной Эйзенштейну помогала команда талантливых мастеров советского кино: оператор Эдуард Тиссэ, режиссер Григорий Александров и другие. Съемки проходили на Черном море, в Севастополе, где развернулись основные события восстания моряков, положенные в основу картины.

Нашли корабль того же класса, что и броненосец «Потемкин»: он служил минным складом. Выгрузить опасный груз не было времени, поэтому съемки велись с большими предосторожностями: не разрешалось ни курить, ни бегать, ни стучать, иначе все могло взлететь на воздух.

Создатели фильма проявляли чудеса выдумки и изобретательности. Одна из самых ярких сцен картины — ее финал, когда броненосец со стоящими на носу матросами плывет прямо на зрителя. На самом деле корабль неподвижно стоял в сухом доке, а камера медленно наезжала на него.

Вообще в фильме немало запоминающихся кадров и сцен. В этом — немалая заслуга оператора, режиссера и монтажера.

Из воспоминаний режиссера Г.В. Александрова

В «Потемкине» есть одна поразительная особенность, отличавшая его от всех других фильмов. В современном фильме 300400 склеек, то есть раздельно снятых кусков, а в «Потемкине» их 1280! 1280 кадров «Потемкина» это 1280 точек зрения на происходящие события. Когда аппарат стоит на месте или неотступно следует за действием, он показывает события с одной точки зрения, чаще всего с точки зрения зрителя. А ведь аппарат может показывать и точку зрения действующих лиц и точку зрения автора.

На съемочной площадке изредка случались и досадные промахи. Запоминающейся сценой фильма должен был стать предупредительный залп, который давала царская эскадра при встрече с мятежным кораблем. Организовать ее было невероятно сложно: потребовалось личное разрешение наркома военно-морского флота М.В. Фрунзе. По его приказу Черноморская эскадра вышла в открытое море и приготовилась к стрельбе. На берегу в это время налаживали съемочные аппараты.

И надо же было случиться оплошности! Одна из дам, оказавшаяся среди гостей на съемочной площадке, поинтересовалась у Эйзенштейна как будет дан сигнал кораблям. «А вот так: махну белым флагом — и они выстрельнут», — сказал режиссер и неосторожно показал это. Эскадра, увидев сигнал, дала залп, который операторы снять не успели. Так и не вошла эта сцена в фильм.

Премьера «Броненосца "Потемкин"» состоялась 24 декабря 1925 г. в Москве, в Большом театре. Монтаж картины закончили всего за несколько часов до показа. Схватив коробку с пленкой, Александров на мотоцикле помчался к театру. По дороге мотоцикл сломался. Остаток пути Григорий Васильевич преодолел бегом, держа бесценный груз под мышкой.

Впервые в знаменитом храме искусств вместо бархатного занавеса над сценой натянули белое полотнище экрана. Фильм, показанный по случаю юбилея первой русской революции, имел огромный успех. Особенно удивило зрителей неожиданное появление в черно-белой картине красного флага, который восставшие матросы поднимают на своем корабле. Оказывается, при монтаже Эйзенштейн и его товарищи раскрасили флаг по кадру вручную.

В 1958 г. на международном кинофестивале в Брюсселе по опросу кинокритиков разных стран мира был составлен список из 12 лучших «фильмов всех времен и народов». «Броненосец "Потемкин"» в этом списке занял первое место. Трудно поверить, что столь выдающийся фильм снял режиссер, которому в ту пору было всего 27 лет, а работа над картиной заняла лишь три месяца.

Со времени выхода на экраны «Броненосца "Потемкина"» СССР стал признанной кинодержавой мира.

В 20-е гг. начинается творчество Георгия Михайловича Козинцева (1905-1973) и Ильи Захаровича Трауберга (1902-1991), выразивших свое художественное кредо в манифесте под названием «Эксцентризм»(1922). Значительной их работой стал фильм «Шинель» (1926) по произведениям Н. В. Гоголя, в котором было много режиссерских и операторских находок, направленных на создание образа маленького, жалкого человека и враждебного его окружения. Оператор Андрей Николаевич Москвин (1901-1961) применял размытое изображение, ракурсы, искажающие реальный мир, и другие приемы, позволяющие передать режиссерскую трактовку образов. Профессионалы по достоинству оценили этот фильм, ставший открытием в области изобразительных возможностей кино. В своих следующих фильмах («СВД», «Новый Вавилон») режиссеры продолжали работать над обновлением формы и созданием новых выразительных приемов.

Во второй половине 20-х гг. выпуск фильмов в стране значительно увеличился. Связано это было не только с улучшением материальной базы кинематографа, но и с приходом в кино новых творческих сил.

17 декабря 1922 г. состоялось совместное совещание кинематографистов и педагогической общественности. Именно педагоги поставили вопрос о том, что необходимо обратить внимание на кино для детей. Говорилось о том, что надо оградить детей от влияния тех или иных фильмов, которые они смотрят из-за отсутствия детского репертуара. Таким образом, был поставлен вопрос о создании специальных детских фильмов.

В 1923 г. вышел фильм «Красные дьяволята», снятый режиссером И. Н. Перестиани по сценарию П. А. Бляхина. Этот фильм был восторженно принят детской аудиторией. Романтика революции увлекла юного зрителя, которому был близок жанр приключений, герои были его сверстниками.

Режиссеры не сразу нашли тематику и жанры, соответствующие интересам детей и подростков. Но уже скоро начали появляться фильмы, пользующиеся большим успехом юной аудитории: «Федькина правда» (1926), реж. О. И. Преображенская, рассказывающий о дружбе мальчиков из бедной и богатой семей, и «Каштанка» по А. П. Чехову.

Большим импульсом для развития мультипликации стало создание в 1924 г. В Москве экспериментальной мастерской при Гостехникуме кинематографии. Первый выпущенный мастерской мультипликационный фильм «Китай в огне» (1925) был посвящен политической теме — национально-освободительному движению в Китае, поддержке его Советской республикой.

В 1927 г. был снят первый детский мультипликационный фильм «Каток», созданный И. П. Ивановым-Вано и Д. Я. Черкесом. Рисунок в нем передавался тонкой контурной линией белого цвета, в то время как фон — снег и лед катка — был черным. Изображение, таким образом, выглядело как негативное. За «Катком» появились и другие фильмы.

Первые мультфильмы были немыми, поэтому их сопровождали надписями, как и в игровом кино. Но с появлением звука некоторые из них озвучили.

Категория: 9 класс | Добавил: HUNTgo (15.03.2013)
Просмотров: 1828 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

СТАТИСТИКА
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Советы
Перейти

При копировании материалов, ссылка на оригинальный материал обязательна! © Мировая художественная культура 2013