Меню

Главная » Статьи » 9 класс

Урок 13

Появление звукового кино

5 октября 1929 г. в Ленинграде на Невском проспекте был открыт первый в СССР кинотеатр, где демонстрировались звуковые фильмы. Первыми, кто использовал звук в фильмах, были режиссеры документального кино. Жизнь страны, достижения людей разных профессий освещались во многих киножурналах: «Социалистическая деревня», «Советское искусство», «Наука и техника», «Пионерия» и др. Выходили и полнометражные звуковые фильмы: «План великих работ» А. Роома, «Олимпиада искусств» В. Ерофеева и И. Беляева, «Симфония Донбасса» («Энтузиазм») Д. Вертова.

Зритель ждал появления звуковых художественных фильмов, уже появились кинотеатры, оборудованные соответствующей аппаратурой, но производство звуковых фильмов началось не сразу, ведь это был достаточно длительный процесс. И тогда начали озвучивать некоторые немые фильмы. Поскольку полностью озвучить речь актеров было невозможно, использовались и авторский комментарий, и музыка.

В 1931 г. был снят первый полнометражный звуковой фильм «Путевка в жизнь» (реж. Н. В. Экк), рассказывающий о борьбе с детской беспризорностью и воспитании человека в труде в новых социалистических условиях. Важным шагом в развитии звукового кино был фильм «Встречный» (1932) Ф. М. Эрмлера и С. И. Юткевича. Само название фильма связано со встречным планом в трудовом соревновании на заводе. Речь героев стала использоваться как средство создания образов, она играла важную роль в понимании конфликта и развитии сюжета.

В первой половине 30-х гг. в кинематографе складывался и развивался новый тип героя - более психологичный, чем прежде. Стало важным не просто передать поступки героя, но и выявить те мотивы, которые этот поступок сделали необходимым, влияние  революционной борьбы на изменение взглядов героев.

Большим вниманием пользовались фильмы на историко-революционные темы. Важной составляющей этих фильмов была их идеологическая направленность. Особое место в киноискусстве этого периода занимал фильм «Чапаев» (1934) режиссеров Г. и С. Васильевых. В нем рассказывалось о легендарном полководце Гражданской войны В. И. Чапаеве. Режиссерам удалось соединить на экране легенду и реальность, создать целостный, героический характер, образ человека, в котором нашла отражение вся эпоха. Это кино "всех времен и народов". "Чапаев" - целая эпоха кинематографа (и не только советского), лента-миф. Борис Бабочкин, сыгравший Василия Ивановича, сразу же превратился в актера-легенду.

В 1934 году в ленинградском кинотеатре "Титан" состоялась премьера "Чапаева". Съемки киноленты закончились только в середине октября этого года, поэтому афиш с рекламой новой картины не было. О премьере извещало лишь небольшое, написанное от руки объявление, которое администрация кинотеатра поместила в окошке кассы: "Сегодня новый фильм "Чапаев". На первом, утреннем, сеансе зрителей собралось не очень много. Зато на вечерний просмотр в кассу уже стояла очередь.

После первого показа фильм демонстрировался в десяти ленинградских кинотеатрах. В "Сатурне" его показывали каждый день на протяжении двух лет. В 30-е годы "Чапаев" побил все рекорды по посещаемости. Копий ленты катастрофически не хватало, люди осаждали кинотеатры, пересматривали картину снова и снова в надежде, что сегодня, сейчас пуля пройдет стороной, и Василь Иванович выплывет. На I Международном Московском кинофестивале в 1935 году, председателем жюри которого был Сергей Эйзенштейн, создатели "Чапаева" получили первую премию. Безусловно, секрет успеха картины - в главном герое. Чапаев - роль всей жизни талантливого советского актера Бориса Бабочкина.

По одной из версий, режиссеры Васильевы получили заказ на фильм от "самого главного кинокритика и отца советского кино" - Сталина. Выехав в штаб 25-й стрелковой дивизии, Васильевы воссоздали события тех дней. Причем некоторые роли в картине исполнили не профессиональные артисты, а боевые соратники Чапаева. Когда отснятый материал показали Сталину, он заметил, что в картине отсутствует сам Чапаев. Перекроив сюжет, он ввел в сценарий четырех героев: командира Чапаева - выходца из народа как воплощение руководящей роли партии, рядового бойца и еще одну героиню - для иллюстрации роли женщины в гражданской войне.

По другой версии, в 1932 году сценарный отдел "Ленфильма" готовился к 15-летию советского кино. Васильевым предложили сценарий вдовы Фурманова, созданный на основе одноименного романа писателя. Рукопись режиссеров заинтересовала, но не устроила: в центре повествования был комиссар. Наконец 1 июня 1933 года был опубликован вариант сценария "Чапай". Из 57 сцен окончательного варианта только четыре взяты непосредственно из книги, а 53 сцены написаны наново. Первая читка потрясла актеров Иллариона Певцова и Бориса Бабочкина. Бабочкин, который до этого работал только в немом кино, был утвержден на роль без проб.

Большую роль в развитии звукового кино сыграло обращение к литературной классике. В эти годы на экраны вышли фильмы по произведениям Ф. М. Достоевского, О’Генри, по роману «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина, по пьесам А. Н. Островского.

Революционная тематика успешно раскрывалась и через образ простого человека, прошедшего через годы революции. Г. Козинцев и Л. Трауберг сняли фильм-трилогию о простом парне Максиме. Первая часть фильма — «Юность Максима», она вышла в 1935 г., вторая и третья части — «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона», вышли в 1937 г. Эти фильмы связывает не только судьба Максима, но и отражение тех событий, которые происходили в России в период между двумя революциями и в годы становления молодого Советского государства.

Во второй половине 30-х гг. ярко проявилось творчество Сергея Аполлинарьевича Герасимова (1906-1985). Его фильмы «Семеро смелых» (1936), «Комсомольск» (1938), «Учитель» (1939) — это фильмы о новой молодежи, воспитанной в социалистическом обществе, которой присущи энтузиазм, романтика, тяга к знаниям, новое отношение к жизни, вера в светлое будущее своей страны.

С. Герасимов, раскрывая переживания своих героев, использует особые приемы: движение кинокамеры, смелые монтажные сочетания, крупные планы. Пейзаж у него также играет важную роль в раскрытии чувств героев, будь то суровая стихия, с которой борется человек («Семеро смелых», «Комсомольск») или лирический пейзаж («Учитель»).

Немало внимания в эти годы уделялось антифашистской тематике. Создавались фильмы, разоблачающие фашизм.

В 30-е г. получил дальнейшее развитие жанр кинокомедии, отражающий современные темы. Большой вклад в развитие музыкальной кинокомедии внес Григорий Васильевич Александров (Мормоненко, 1906-1983). Александров снял музыкальную комедию «Веселые ребята» (1934). По поводу фильма было много дискуссий, но зритель его хорошо принял. Музыка И. О. Дунаевского помогла создать веселый, полный юмора фильм. В нем рассказана история про пастуха и домработницу, молодых, талантливых, музыкально одаренных людей. Многие песни из этого фильма стали очень популярными, их пела вся страна. Именно с этого фильма начался путь в кино Любови Петровны Орловой (1902-1975) — звезды советского кино.

Наиболее ярко все находки режиссера в области музыкальной комедии воплотились в фильме «Волга-Волга» (1938). Фильм рассказывает о народном творчестве, о талантливых самодеятельных артистах, и высмеиваются те бюрократы, которые не только не могут оценить это искусство, но и чинят ему всяческие преграды.

В эти же годы большой вклад в развитие музыкальной комедии внес Иван Александрович Пырьев (1901-1968). Вначале режиссер снимал фильмы драматического содержания, но затем его привлекла комедия. В 1937 г. он снял фильм «Богатая невеста», в 1939 г. — «Трактористы». В этих фильмах рассказывалось о труде колхозников, их успехах, соревновании в труде, борьбе за урожай. Жизнерадостная атмосфера фильмов, звучащие в них песни, темпераментные актеры (главные роли исполняли М. А. Ладынина и Я. А. Крючков) придавали фильму оптимистическое звучание.

Наиболее полно черты комедийного творчества И. Пырьева выразились в комедии «Свинарка и пастух» (1941).

В З0-е гг. появилось много фильмов на исторические темы. В основном, в них рассматривалась проблема роли личности, или героя, и народных масс в истории. Историческая правда в таких фильмах часто сочеталась с художественным вымыслом, помогающим авторам выразить ту или иную трактовку исторических событий.

Режиссер В. Петров снял первый крупный двухсерийный фильм «Петр Первый» (1937-1939). Это произведение не повторяло одноименный роман А. Н. Толстого, выходило за его рамки, но трактовка происходящих событий, данная в романе, была перенесена и в фильм. Режиссер удачно выбрал актеров на главные роли. Н. К. Симонов создал запоминающийся образ Петра I, деятельного, разносторонне одаренного человека, грозного царя и нежного, страдающего отца. Царевич Алексей в исполнении Н. Черкасова раскрывается как человек сложный, в его характере сочетается и чувство бессилия перед отцом, и властность в отношениях со своими единомышленниками. В фильме противопоставлены два крупнейших деятеля Европы того времени: Петр I и Карл XII, в образах которых отражены два разных подхода к роли выдающихся деятелей. Петр I делает все ради высоких целей становления сильной державы, Карл XII — ради личной славы.

С. Эйзенштейн совместно с Д. Васильевым снял фильм «Александр Невский» (1938). В основе сюжета лежат события XIII в. — столкновение русских войск с тевтонскими полчищами. В международной обстановке предвоенных лет это тема звучала особенно злободневно. В фильме, снятом в простой и достаточно традиционной манере, главный акцент делается на четком согласовании изобразительных средств и музыкального решения кинокартины.

Вс. Пудовкин и М. И. Доллер сняли фильмы «Минин и Пожарский» (1939) и «Суворов» (1940). Фильм «Суворов» создавался уже в условиях начавшейся Второй мировой войны, тема героических побед русского оружия, представленная в исторической ретроспективе, играла в это время важную роль в патриотическом воспитании советских людей.

Появление звука сыграло большую роль в развитии кино для детей. Звучащая с экрана речь помогла усилить эмоциональное воздействие фильма, сделать его более понятным для детской аудитории.

Первое место в фильмах для детей отводилось фильмам героико-революционной тематики. В первом своем звуковом фильме «Федька» (1937) Н. И. Лебедев рассказывает об участии подростка в событиях гражданской войны.

В звуковом кино для детей значительную роль сыграли фильмы «Путевка в жизнь» Н. В. Экка (Ивакин). Хотя «Путевка в жизнь» не создавалась как детский фильм, юные зрители признали его своим. Эти фильмы отличались реалистическим показом жизни, психологической правдивостью характеров героев.

В 30-е гг. в детском кино начинают свою работу в качестве драматургов А. Л. Барто, А. П. Гайдар, Л. А. Кассиль, Е. Л. Шварц и др. Появляются детские фильмы, в которых поднимаются проблемы морали, поступки героев оцениваются с нравственных. Я. Протазанов снял фильм «Семиклассники» (1938), в основе которого лежит нравственная проблема — конфликт личности с коллективом.

С развитием детского кино в нем стали выделяться различные жанры. Первый научно-фантастический фильм «Космический рейс» (1936) снял режиссер В. Журавлев. Консультантом фильма был К. Э. Циолковский. В том же году режиссером В. П. Вайнштоком была снята картина по роману Ж. Верна — «Дети капитана Гранта» (1936). Юные зрители с увлечением следили за приключениями героев, песенка «Веселый ветер» из этого фильма, созданная И. Дунаевским, стала очень популярной.

В это же время начинает свою творческую деятельность Александр Артурович Роу (1906-1973) — один из первых режиссеров, работающих в жанре киносказки, получивший в дальнейшем всеобщее признание. В 1938 г. он снял свой первый фильм «По щучьему велению», который открыл новое направление в жанре киносказки — экранизация русской народной сказки.

Особое место не только в детском кинематографе, но и в жизни детей сыграл фильм «Тимур и его команда». Рассказанная А. Гайдаром и А. Разумным история о замечательных делах ребят из команды Тимура — их помощи семьям красноармейцев — так увлекла ребят, что они сами стали создавать тимуровские команды. Тимуровское движение, направленное на помощь тем, кто в ней нуждается, со­хранялось в стране долгие годы.

 

Кино сражается

В годы Великой Отечественной войны киноискусство рассматривалось как мощное средство патриотического воспитания масс, поддержания морального духа народа, его уверенности в победе. Первое место по значимости занимала кинохроника, оперативно рассказывающая о ходе военных действий, о работе тыла, жизни страны в условиях военного времени. Выпускалось много научно-популярных фильмов для армии, посвященных военной технике и тактике современного боя, а также инструктивных фильмов для населения, информирующих о поведении в той или иной ситуации.

Художественный кинематограф по-прежнему оставался мощным средством воспитания масс, но формы фильмов в начале войны изменились — появились короткометражные агитационные новеллы, объединенные в «Боевые киносборники». Первые семь выпусков были сняты на студиях Москвы и Ленинграда, но осенью 1941 г. студии были эвакуированы в Среднюю Азию. Центральная объединенная студия художественных фильмов находилась в Алма-Ате.

Кинооператоры всегда находились в гуще военных действий, шли в атаку вместе с бойцами действующей армии, боролись с фашистами в партизанских отрядах. Многие из них пали смертью храбрых на полях сражений.

За годы войны был создан ряд документальных фильмов, рассказывающих о наиболее значимых сражениях и этапах войны. В создании документальных фильмов участвовали известные режиссеры художественной кинематографии: С. Герасимов, С. Юткевич, Ю. Райзман, А. Зархи, И. Хейфиц.

В 1942 г. выпуск киносборников прекратился, было налажено кинопроизводство в военных условиях. На экраны стали выходить новые полнометражные фильмы о войне. «Секретарь райкома» (1942) И. Пырьва рассказывал о героической борьбе партизан в тылу врага; «Она защищает Родину» (1943) Ф. М. Эрмлера — о судьбе простой женщины Прасковьи Лукьяновой, на долю которой выпали тяжелые испытания, о ее стремлении мстить врагу за разрушенную жизнь и гибель близких людей. В центре фильма «Радуга» (1943) М. Донского - героический образ простой женщины — партизанки, а также ее односельчан.

В художественных фильмах, созданных в годы войны, нашли отражение темы героической битвы Советской армии с врагом, тяжелых испытаний, выпавших на долю гражданского населения, в том числе детей, а также работа для фронта в тылу, борьба в партизанских отрядах.

На экраны страны выходили также фильмы, рассказывающие о личной жизни и переживаниях простых людей в тяжелые годы войны: фронтовой дружбе, о жизни в осажденном Ленинграде… Выходили на экраны и комедии, которые поднимали настроение зрителей, поддерживали уверенность в победе: «Антоша Рыбкин» (1942) К. К. Юдина, «Новые похождения Швейка» (1943) С. Юткевича, «В шесть часов вечера после войны» (1944) И. Пырьева, и др.

В условиях эвакуации киностудии продолжали снимать и большие исторические фильмы. С. Эйзенштейн продолжил работу над фильмом «Иван Грозный», начатую еще до войны.

В фильме ставилась проблема власти и вождя в истории. Иван Грозный показан борцом за сильное централизованное государство. Он одинок в своей борьбе и окружен врагами-боярами. Опричнина в фильме представлена как единственная сила, помогающая царю, в его борьбе за власть. Во второй серии режиссер раскрывает трагедию самовластья, показывает Ивана Грозного опустошенным, одиноким.

К созданию этого фильма С. Эйзенштейн приступил, будучи зрелым мастером. Его находки в области монтажа, сочетании изображения и звука, в том числе, музыки, эксперименты с цветом нашли воплощение в фильме. Образ Ивана Грозного блистательно создан актером Н. Черкасовым.

Первая серия фильма вышла в 1945 г. и была высоко оценена, режиссер получил за нее Государственную премию. Вторая серия не понравилась Сталину и не была выпущена на экраны. Она увидела свет только в 1958 г., уже после смерти Сталина и самого режиссера.

Несмотря на тяжелые условия, кино в годы войны продолжало развиваться. Были созданы фильмы, обогатившие отечественный кинематограф яркими образами, отразившими нравственный облик людей в тяжелые годы испытаний. Искусство кино, как и искусство других видов, воспитывало людей, помогало им выстоять в тяжелой борьбе с врагом.

Категория: 9 класс | Добавил: HUNTgo (15.03.2013)
Просмотров: 878 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

СТАТИСТИКА
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Советы
Перейти

При копировании материалов, ссылка на оригинальный материал обязательна! © Мировая художественная культура 2013