Появление звукового кино
5 октября 1929 г. в Ленинграде на
Невском проспекте был открыт первый в СССР кинотеатр, где демонстрировались
звуковые фильмы. Первыми, кто использовал звук в фильмах, были режиссеры
документального кино. Жизнь страны, достижения людей разных профессий
освещались во многих киножурналах: «Социалистическая деревня», «Советское
искусство», «Наука и техника», «Пионерия» и др. Выходили и полнометражные
звуковые фильмы: «План великих работ» А.
Роома, «Олимпиада искусств» В. Ерофеева и И. Беляева, «Симфония Донбасса»
(«Энтузиазм») Д. Вертова.
Зритель ждал
появления звуковых художественных фильмов, уже появились кинотеатры,
оборудованные соответствующей аппаратурой, но производство звуковых фильмов
началось не сразу, ведь это был достаточно длительный процесс. И тогда начали
озвучивать некоторые немые фильмы. Поскольку полностью озвучить речь актеров
было невозможно, использовались и авторский комментарий, и музыка.
В 1931 г. был снят первый
полнометражный звуковой фильм «Путевка в жизнь» (реж. Н. В. Экк),
рассказывающий о борьбе с детской беспризорностью и воспитании человека в труде
в новых социалистических условиях. Важным шагом в развитии звукового кино был
фильм «Встречный» (1932) Ф. М. Эрмлера и С.
И. Юткевича. Само название фильма связано со встречным планом в трудовом
соревновании на заводе. Речь героев стала использоваться как средство создания
образов, она играла важную роль в понимании конфликта и развитии сюжета.
В первой
половине 30-х гг. в кинематографе складывался и развивался новый тип героя - более
психологичный, чем прежде. Стало важным не просто передать поступки героя, но и
выявить те мотивы, которые этот поступок сделали необходимым, влияние революционной борьбы на изменение взглядов героев.
Большим
вниманием пользовались фильмы на историко-революционные темы. Важной
составляющей этих фильмов была их идеологическая направленность. Особое место в
киноискусстве этого периода занимал фильм «Чапаев»
(1934) режиссеров Г. и С. Васильевых. В нем рассказывалось о легендарном
полководце Гражданской войны В. И. Чапаеве. Режиссерам удалось соединить на
экране легенду и реальность, создать целостный, героический характер, образ
человека, в котором нашла отражение вся эпоха. Это кино "всех времен и народов". "Чапаев" - целая эпоха
кинематографа (и не только советского), лента-миф. Борис Бабочкин, сыгравший
Василия Ивановича, сразу же превратился в актера-легенду.
В 1934 году в ленинградском
кинотеатре "Титан" состоялась премьера "Чапаева". Съемки
киноленты закончились только в середине октября этого года, поэтому афиш с
рекламой новой картины не было. О премьере извещало лишь небольшое, написанное
от руки объявление, которое администрация кинотеатра поместила в окошке кассы:
"Сегодня новый фильм "Чапаев". На первом, утреннем, сеансе
зрителей собралось не очень много. Зато на вечерний просмотр в кассу уже стояла
очередь.
После первого показа фильм
демонстрировался в десяти ленинградских кинотеатрах. В "Сатурне" его
показывали каждый день на протяжении двух лет. В 30-е годы "Чапаев"
побил все рекорды по посещаемости. Копий ленты катастрофически не хватало, люди
осаждали кинотеатры, пересматривали картину снова и снова в надежде, что
сегодня, сейчас пуля пройдет стороной, и Василь Иванович выплывет. На I
Международном Московском кинофестивале в 1935 году, председателем жюри которого
был Сергей Эйзенштейн, создатели "Чапаева" получили первую премию.
Безусловно, секрет успеха картины - в главном герое. Чапаев - роль всей жизни
талантливого советского актера Бориса Бабочкина.
По одной из версий, режиссеры
Васильевы получили заказ на фильм от "самого главного кинокритика и отца
советского кино" - Сталина. Выехав в штаб 25-й стрелковой дивизии,
Васильевы воссоздали события тех дней. Причем некоторые роли в картине
исполнили не профессиональные артисты, а боевые соратники Чапаева. Когда
отснятый материал показали Сталину, он заметил, что в картине отсутствует сам
Чапаев. Перекроив сюжет, он ввел в сценарий четырех героев: командира Чапаева -
выходца из народа как воплощение руководящей роли партии, рядового бойца и еще
одну героиню - для иллюстрации роли женщины в гражданской войне.
По другой версии, в 1932 году
сценарный отдел "Ленфильма" готовился к 15-летию советского кино.
Васильевым предложили сценарий вдовы Фурманова, созданный на основе
одноименного романа писателя. Рукопись режиссеров заинтересовала, но не
устроила: в центре повествования был комиссар. Наконец 1 июня 1933 года был
опубликован вариант сценария "Чапай". Из 57 сцен окончательного
варианта только четыре взяты непосредственно из книги, а 53 сцены написаны
наново. Первая читка потрясла актеров Иллариона Певцова и Бориса Бабочкина.
Бабочкин, который до этого работал только в немом кино, был утвержден на роль без
проб.
Большую роль в
развитии звукового кино сыграло обращение к литературной классике. В эти годы
на экраны вышли фильмы по произведениям Ф. М. Достоевского, О’Генри, по роману
«Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина, по пьесам А. Н. Островского.
Революционная
тематика успешно раскрывалась и через образ простого человека, прошедшего через
годы революции. Г. Козинцев и Л. Трауберг сняли фильм-трилогию о простом парне
Максиме. Первая часть фильма — «Юность Максима», она вышла в 1935 г., вторая и третья
части — «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона», вышли в 1937 г. Эти фильмы связывает
не только судьба Максима, но и отражение тех событий, которые происходили в
России в период между двумя революциями и в годы становления молодого
Советского государства.
Во второй
половине 30-х гг. ярко проявилось творчество Сергея Аполлинарьевича Герасимова (1906-1985). Его фильмы «Семеро
смелых» (1936), «Комсомольск» (1938), «Учитель» (1939) — это фильмы о новой
молодежи, воспитанной в социалистическом обществе, которой присущи энтузиазм,
романтика, тяга к знаниям, новое отношение к жизни, вера в светлое будущее
своей страны.
С. Герасимов,
раскрывая переживания своих героев, использует особые приемы: движение
кинокамеры, смелые монтажные сочетания, крупные планы. Пейзаж у него также
играет важную роль в раскрытии чувств героев, будь то суровая стихия, с которой
борется человек («Семеро смелых», «Комсомольск») или лирический пейзаж
(«Учитель»).
Немало
внимания в эти годы уделялось антифашистской тематике. Создавались фильмы,
разоблачающие фашизм.
В 30-е г.
получил дальнейшее развитие жанр кинокомедии, отражающий современные темы.
Большой вклад в развитие музыкальной кинокомедии внес Григорий Васильевич Александров (Мормоненко, 1906-1983).
Александров снял музыкальную комедию «Веселые ребята» (1934). По поводу фильма
было много дискуссий, но зритель его хорошо принял. Музыка И. О. Дунаевского
помогла создать веселый, полный юмора фильм. В нем рассказана история про
пастуха и домработницу, молодых, талантливых, музыкально одаренных людей.
Многие песни из этого фильма стали очень популярными, их пела вся страна.
Именно с этого фильма начался путь в кино Любови
Петровны Орловой (1902-1975) — звезды советского кино.
Наиболее ярко
все находки режиссера в области музыкальной комедии воплотились в фильме
«Волга-Волга» (1938). Фильм рассказывает о народном творчестве, о талантливых
самодеятельных артистах, и высмеиваются те бюрократы, которые не только не
могут оценить это искусство, но и чинят ему всяческие преграды.
В эти же годы
большой вклад в развитие музыкальной комедии внес Иван Александрович Пырьев (1901-1968). Вначале режиссер снимал
фильмы драматического содержания, но затем его привлекла комедия. В 1937 г. он снял фильм
«Богатая невеста», в 1939 г.
— «Трактористы». В этих фильмах рассказывалось о труде колхозников, их успехах,
соревновании в труде, борьбе за урожай. Жизнерадостная атмосфера фильмов,
звучащие в них песни, темпераментные актеры (главные роли исполняли М. А. Ладынина и Я. А. Крючков)
придавали фильму оптимистическое звучание.
Наиболее полно
черты комедийного творчества И. Пырьева выразились в комедии «Свинарка и пастух» (1941).
В З0-е гг.
появилось много фильмов на исторические темы. В основном, в них рассматривалась
проблема роли личности, или героя, и народных масс в истории. Историческая
правда в таких фильмах часто сочеталась с художественным вымыслом, помогающим
авторам выразить ту или иную трактовку исторических событий.
Режиссер В.
Петров снял первый крупный двухсерийный фильм «Петр Первый» (1937-1939). Это
произведение не повторяло одноименный роман А. Н. Толстого, выходило за его
рамки, но трактовка происходящих событий, данная в романе, была перенесена и в
фильм. Режиссер удачно выбрал актеров на главные роли. Н. К. Симонов создал
запоминающийся образ Петра I, деятельного, разносторонне одаренного человека,
грозного царя и нежного, страдающего отца. Царевич Алексей в исполнении Н.
Черкасова раскрывается как человек сложный, в его характере сочетается и
чувство бессилия перед отцом, и властность в отношениях со своими
единомышленниками. В фильме противопоставлены два крупнейших деятеля Европы
того времени: Петр I и Карл XII, в образах которых отражены два разных подхода
к роли выдающихся деятелей. Петр I делает все ради высоких целей становления
сильной державы, Карл XII — ради личной славы.
С. Эйзенштейн
совместно с Д. Васильевым снял фильм «Александр Невский» (1938). В основе
сюжета лежат события XIII в. — столкновение русских войск с тевтонскими
полчищами. В международной обстановке предвоенных лет это тема звучала особенно
злободневно. В фильме, снятом в простой и достаточно традиционной манере,
главный акцент делается на четком согласовании изобразительных средств и музыкального
решения кинокартины.
Вс. Пудовкин и
М. И. Доллер сняли фильмы «Минин и Пожарский» (1939) и «Суворов» (1940). Фильм
«Суворов» создавался уже в условиях начавшейся Второй мировой войны, тема
героических побед русского оружия, представленная в исторической ретроспективе,
играла в это время важную роль в патриотическом воспитании советских людей.
Появление
звука сыграло большую роль в развитии кино для детей. Звучащая с экрана речь помогла
усилить эмоциональное воздействие фильма, сделать его более понятным для
детской аудитории.
Первое место в
фильмах для детей отводилось фильмам героико-революционной тематики. В первом
своем звуковом фильме «Федька» (1937) Н. И. Лебедев рассказывает об участии
подростка в событиях гражданской войны.
В звуковом кино
для детей значительную роль сыграли фильмы «Путевка в жизнь» Н. В. Экка
(Ивакин). Хотя «Путевка в жизнь» не создавалась как детский фильм, юные зрители
признали его своим. Эти фильмы отличались реалистическим показом жизни,
психологической правдивостью характеров героев.
В 30-е гг. в
детском кино начинают свою работу в качестве драматургов А. Л. Барто, А. П. Гайдар, Л. А. Кассиль, Е. Л. Шварц и др.
Появляются детские фильмы, в которых поднимаются проблемы морали, поступки
героев оцениваются с нравственных. Я. Протазанов снял фильм «Семиклассники»
(1938), в основе которого лежит нравственная проблема — конфликт личности с
коллективом.
С развитием
детского кино в нем стали выделяться различные жанры. Первый
научно-фантастический фильм «Космический рейс» (1936) снял режиссер В.
Журавлев. Консультантом фильма был К. Э. Циолковский. В том же году режиссером
В. П. Вайнштоком была снята картина по роману Ж. Верна — «Дети капитана Гранта»
(1936). Юные зрители с увлечением следили за приключениями героев, песенка «Веселый
ветер» из этого фильма, созданная И. Дунаевским, стала очень популярной.
В это же время
начинает свою творческую деятельность Александр Артурович Роу (1906-1973) — один из первых режиссеров, работающих в жанре
киносказки, получивший в дальнейшем всеобщее признание. В 1938 г. он снял свой первый
фильм «По щучьему велению», который открыл новое направление в жанре киносказки
— экранизация русской народной сказки.
Особое место
не только в детском кинематографе, но и в жизни детей сыграл фильм «Тимур и его
команда». Рассказанная А. Гайдаром и А. Разумным история о замечательных делах
ребят из команды Тимура — их помощи семьям красноармейцев — так увлекла ребят,
что они сами стали создавать тимуровские команды. Тимуровское движение,
направленное на помощь тем, кто в ней нуждается, сохранялось в стране долгие
годы.
Кино сражается
В годы Великой
Отечественной войны киноискусство рассматривалось как мощное средство патриотического
воспитания масс, поддержания морального духа народа, его уверенности в победе.
Первое место по значимости занимала кинохроника, оперативно рассказывающая о
ходе военных действий, о работе тыла, жизни страны в условиях военного времени.
Выпускалось много научно-популярных фильмов для армии, посвященных военной
технике и тактике современного боя, а также инструктивных фильмов для
населения, информирующих о поведении в той или иной ситуации.
Художественный
кинематограф по-прежнему оставался мощным средством воспитания масс, но формы
фильмов в начале войны изменились — появились короткометражные агитационные
новеллы, объединенные в «Боевые киносборники». Первые семь выпусков были сняты
на студиях Москвы и Ленинграда, но осенью 1941 г. студии были
эвакуированы в Среднюю Азию. Центральная объединенная студия художественных
фильмов находилась в Алма-Ате.
Кинооператоры
всегда находились в гуще военных действий, шли в атаку вместе с бойцами
действующей армии, боролись с фашистами в партизанских отрядах. Многие из них
пали смертью храбрых на полях сражений.
За годы войны
был создан ряд документальных фильмов, рассказывающих о наиболее значимых
сражениях и этапах войны. В создании документальных фильмов участвовали
известные режиссеры художественной кинематографии: С. Герасимов, С. Юткевич, Ю.
Райзман, А. Зархи, И. Хейфиц.
В 1942 г. выпуск киносборников
прекратился, было налажено кинопроизводство в военных условиях. На экраны стали
выходить новые полнометражные фильмы о войне. «Секретарь райкома» (1942) И.
Пырьва рассказывал о героической борьбе партизан в тылу врага; «Она защищает
Родину» (1943) Ф. М. Эрмлера — о судьбе простой женщины Прасковьи Лукьяновой,
на долю которой выпали тяжелые испытания, о ее стремлении мстить врагу за
разрушенную жизнь и гибель близких людей. В центре фильма «Радуга» (1943) М.
Донского - героический образ простой женщины — партизанки, а также ее
односельчан.
В
художественных фильмах, созданных в годы войны, нашли отражение темы
героической битвы Советской армии с врагом, тяжелых испытаний, выпавших на долю
гражданского населения, в том числе детей, а также работа для фронта в тылу,
борьба в партизанских отрядах.
На экраны
страны выходили также фильмы, рассказывающие о личной жизни и переживаниях
простых людей в тяжелые годы войны: фронтовой дружбе, о жизни в осажденном
Ленинграде… Выходили на экраны и комедии, которые поднимали настроение
зрителей, поддерживали уверенность в победе: «Антоша Рыбкин» (1942) К. К.
Юдина, «Новые похождения Швейка» (1943) С. Юткевича, «В шесть часов вечера
после войны» (1944) И. Пырьева, и др.
В условиях
эвакуации киностудии продолжали снимать и большие исторические фильмы. С.
Эйзенштейн продолжил работу над фильмом «Иван Грозный», начатую еще до войны.
В фильме
ставилась проблема власти и вождя в истории. Иван Грозный показан борцом за
сильное централизованное государство. Он одинок в своей борьбе и окружен
врагами-боярами. Опричнина в фильме представлена как единственная сила,
помогающая царю, в его борьбе за власть. Во второй серии режиссер раскрывает
трагедию самовластья, показывает Ивана Грозного опустошенным, одиноким.
К созданию
этого фильма С. Эйзенштейн приступил, будучи зрелым мастером. Его находки в
области монтажа, сочетании изображения и звука, в том числе, музыки,
эксперименты с цветом нашли воплощение в фильме. Образ Ивана Грозного
блистательно создан актером Н. Черкасовым.
Первая серия
фильма вышла в 1945 г. и была высоко оценена, режиссер получил за нее
Государственную премию. Вторая серия не понравилась Сталину и не была выпущена
на экраны. Она увидела свет только в 1958 г., уже после смерти Сталина и самого
режиссера.
Несмотря на
тяжелые условия, кино в годы войны продолжало развиваться. Были созданы фильмы,
обогатившие отечественный кинематограф яркими образами, отразившими
нравственный облик людей в тяжелые годы испытаний. Искусство кино, как и
искусство других видов, воспитывало людей, помогало им выстоять в тяжелой
борьбе с врагом.
|