Меню

Главная » Статьи » 9 класс

Урок 14

Кино в послевоенные годы

Во второй половине 40-х гг. на экраны страны вышли фильмы, свидетельствовавшие о развитии отечественного кинематографа, однако на них сказалась и политическая обстановка в стране — культ личности Сталина. Другим недостатком стало приукрашивание действительности, помпезность в изображении жизни людей. Та жизнь, которую показывали в фильмах, часто не соответствовала реальной жизни людей в послевоенное время. В сюжетах фильмов проявлялась «теория бесконфликтности» (так она была названа позже), основанная на том, что в нашей стране нет борьбы классов, поэтому и серьезных конфликтов быть не может. В фильмах появлялись лишь некоторые коллизии, основанные на недоразумениях.

Фильмы, вышедшие в конце 40-х гг., были посвящены, прежде всего, теме Великой Отечественной войны, в них говорилось о подвигах народа, выдающихся полководцах, роли партии в победе над фашизмом. Тематика и жанры были разнообразны, и многие из этих фильмов зрители смотрят и сейчас в ретроспективных показах.

В 1948 г. С. Герасимов снял фильм «Молодая гвардия», рассказывающий о молодых комсомольцах-подпольщиках Краснодона. В основу кинофильма был положен одноименный роман А. Фадеева, повествующий о подлинных событиях военного времени.

О подвиге летчика А. Маресьева в годы войны рассказывал фильм «Повесть о настоящем человеке» (1948, реж. А. Б. Столпер), снятый по одноименному роману Б. Полевого. Документальная основа фильма еще усиливала воздействие, производимое на зрителей: восхищение мужеством человека, лишившегося ног, и все-таки возвратившегося в авиацию и продолжавшего сражаться с врагом.

В послевоенных фильмах большое место отводилось созданию образов современников, людей мирных профессий. К несомненным удачам этого периода относится фильм М. Донского «Сельская учительница» (1947). В центре фильма — жизнь Варвары Мартыновой (В. Марецкая), простой сельской учительницы, посвятившей себя образованию и воспитанию деревенских детей, всю жизнь проработавшей в школе. В эти же годы были созданы фильмы: «Сказание о земле Сибирской» (1948) и «Кубанские казаки» (1950) И. Пырьева, «Сельский врач» (1951) С. Герасимова, «Кавалер Золотой Звезды» (1950) Ю. Райзмана, «Донецкие шахтеры» (1951) Л. Лукова, и др.

Большое место в репертуаре студий в это время занимали фильмы, знакомящие зрителей с жизнью выдающихся людей — полководцев, ученых, деятелей культуры: «Адмирал Нахимов» (1946) Вс. Пудовкина, «Мичурин» (1948) А. Довженко, «Академик Иван Павлов» (1949) и «Мусоргский» (1950) Г. Рошаля, «Тарас Шевченко» (1951) И. А. Савченко. Эти фильмы через биографии выдающихся людей раскрывали страницы истории страны, имели не только художественную, но и большую познавательную ценность для зрителей.

 

Кинематограф 50-х гг.

К началу 50-х гг. в СССР закончилось послевоенное восстановление народного хозяйства. Экономика страны продолжала развиваться. Большую роль в становлении нового киноискусства сыграл XX съезд КПСС (1956), состоявшийся через три года после смерти Сталина. Критика культа личности и преодоление его последствий благотворно сказались на развитии киноискусства. В годы «оттепели», последовавшие за разоблачением культа личности, на экранах страны появи­лись новые фильмы, в которых исчезла помпезность и бесконфликтность, в центре внимания оказались не просто производственные проблемы, но и сам человек со своими поисками и переживаниями, своей личной жизнью. Стала усовершенствоваться и материально-техническая база кинематографа, выросло число картин художественного кино. Если в 1951 г. на экраны вышло всего 6 фильмов, то в 1955 г. — 65, а в 1958 г. - 102.

 

 

Кино 60-х годов.

Для советского кинематографа 60-е гг. знаменовались большими творческими достижениями. Не только в жизни искусства, но и в жизни всей страны это было время надежд, творческих свершений в самых разных областях: в науке, технике, промышленности и сельском хозяйстве. Были запущены искусственные спутники Земли, в космосе первым в истории побывал советский космонавт — Юрий Гагарин. Партия торжественно провозгласила, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме».

Оптимизм этих лет, вошедших в историю как «шестидесятые», нашел отражение в социальном и творческом взлете, твердой уверенности в счастливом будущем, несмотря на временные недостатки и трудности.

Именно в эти годы в кинематографе начинает ярко проявляться творческое начало режиссера-постановщика, на экраны выходят фильмы, не похожие друг на друга не только по жанрам, но и по разнообразию приемов и стилей, используемых режиссерами. На экране появляется новый герой — человек, размышляющий о жизни, преобразующий ее. Такой герой не принимает ничего на веру, старается понять смысл того, что делается вокруг, осознать свое место в жизни.

В фильме «9 дней одного года» (1961) М. Ромма рассказывалось о самоотверженном труде ученых, физиков-атомщиков. Тема была модной в то время — время активной работы над использованием атома как в мирных, так и в военных целях. Но в центре внимания фильма находится не проблема науки, а исследование духовного мира человека, ученого, его отношение к тому, что он делает, его чувства и размышления.

Нравственные и мировоззренческие проблемы своего времени все чаще становятся объектом рассмотрения в фильмах. Чем меньше становилось проблем, связанных с элементарными требованиями жизни, тем больше возникало у мыслящей части общества потребности понять те идеологические ориентиры, на которые следовало равняться в своей жизни. В строительстве завтрашнего дня молодежь уже не могла опираться на опыт предыдущих поколений, ей надо было думать о собственном пути. Этим проблемам были посвящены фильмы М. Хуциева «Мне двадцать лет» (1964) и «Июльский дождь» (1966).

На школьную тему был создан ряд фильмов, ставших любимыми для многих поколений, и среди них — «-Звонят, откройте дверь!» (1966) А. Митты и «Доживем до понедельника» (1969) С. Ростоцкого. Так же, как и в других фильмах этих лет, фильмы о школе, о детях и взрослых не давали зрителю готовых рецептов поведения, они приглашали к размышлению, дискуссии. Герои этих лент — думающие о смысле жизни, о том каким надо быть, что делать, они замечают в жизни такое, что им не нравится, протестуют против косности, шаблонов, серости.

 

Кинокомедии 60-х годов.

В 60-е гг.успешно развивался жанр комедии. Именно в эти годы создают свои лучшие произведения режиссеры, связавшие свое творчество с этим жанром. В кинокомедиях — жанре, пользующемся неизменной любовью зрителей, действуют вполне узнаваемые герои. Это молодые рабочие, студенты, а также те, с кем они борются — чиновники, бюрократы, тунеядцы. Многие песни из комедийных фильмов становятся очень популярными, их охотно исполняют профессиональные певцы и любители.

Большой популярностью у зрителей пользовался фильм «Девчата» (1961) Ю. С. Чулюкина. Еще раньше им был снят фильм «Неподдающиеся» — комедия о том, как молодая комсомолка перевоспитывала двух ленивых, недобросовестных парней. Эту роль блестяще сыграла Н. В. Румянцева. Она же сыграла героиню и в следующем фильме Ю. Чулюкина — «Девчата».

Фильм Э. Рязанова — «Берегись автомобиля» (1966) — поставлен на современном материале. Пародия на детектив в фильме переплетается с элементами сатирической комедии. Острой критике подвергаются жулики, расхитители, с которыми борется главный герой фильма Юрий Деточкин, роль которого психологически достоверно и тонко сыграл И. М. Смоктуновский.

В эти годы выходят замечательные комедии Л. И. Гайдая «Операция "Ы" и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница» (1967), «Бриллиантовая рука» (1969). Эти фильмы пользовались большим успехом у зрителей, зрительский интерес к ним сохранился до сих пор. Во многом режиссер наследовал старые комические формы, но обогатил их современными приемами съемки, современным содержанием. В этих комедиях Л. Гайдай критиковал недостатки современной ему действительности в веселой, остроумной форме. В его фильмах были некоторые герои, переходящие из сюжета в сюжет (студент Шурик, Трус, Балбес и Бывалый).

Белое солнце пустыни (Режиссер - В. Мотыль. Мосфильм. 1969 г.)

Всенародную любовь к не потускневшему и за четверть века кинематографическому диаманту можно, пожалуй, сравнить лишь с грандиозным успехом "Чапаева" братьев Васильевых.

Фильм Владимира Мотыля стал кинофольклором. Многие высказывания героев ленты перекочевали в разговорную речь, их обратили в пословицы и поговорки: "Я мзду не беру, мне за державу обидно!", "Восток - дело тонкое", "Гюльчатай, открой личико", "Он назначил меня любимой женой!", "Стреляли".

...Бредет себе бывалый солдат Гражданской войны по бескрайней туркестанской пустыне. Возвращается "боец за счастье трудового народа всей земли" Федор Иванович Сухов (Анатолий Кузнецов) в родное село, что под Саратовом, к бесценной своей супруге, ненаглядной Екатерине Матвеевне. Ей слагает солдат в уме неотправленные письма. Они звучат за кадром, прочитанные с такой любовью, нежностью и благоговением, что и рассказать нельзя. И пред мужской его верностью бессильны чары тонкостанных восточных красавиц, волооких шемаханских цариц Пред мысленным взором Федора Сухова то и дело "точно чистая лебедь" является Екатерина Матвеевна, курносая, веснушчатая, пышнотелая. А в глазах ее - печаль и ожидание...

В "Белом солнце пустыни" есть все, что по чину положено приключенческому фильму: лихо закрученная интрига, перестрелки, каскад блестящих трюков. И матерый, законченный злодей Черный Абдулла. Он не за белых и не за красных. Он сам за себя. Цель - разбой, грабеж, нажива.

Абдулла в упор расстреливает старичка - хранителя музея. Убивает свою жену, полуребенка Гюльчатай, переодевается в ее платье, штыком закалывает красноармейца Петруху. Две юные жизни загублены, убита едва зародившаяся любовь. Два неподвижных тела рядом, головы повернуты друг к другу. ("Гюльчатай, покажи личико!") Прощальный взгляд уже не видящих глаз.

Но будь фильм Владимира Мотыля всего-навсего очередным боевиком на материале Гражданской войны, вряд ли он взял бы в полон миллионы зрительских сердец (к цифрам кинопроката - десяткам миллионов - надо приплюсовать новые поколения телезрителей).

Ничто не предвещало "Белому солнцу пустыни" блистательную судьбу.

В конце 60-х годов в общественном климате не осталось и следов от прошедшей "оттепели", а вместе с нею и последней веры в романтизированных "комиссаров в пыльных шлемах". Назрела необходимость освежить и навести глянец на сильно поблекший миф о величии Гражданской войны. Последние, отчаянные попытки ее воспеть были предприняты в связи со 100-летием со дня рождения Ленина в 1970 году.

Однако они удались мало. Картины были настолько бесцветны, что никакие пропагандистские усилия прессы и рекламы не принесли им популярности. Только фильм Мотыля, вышедший на экраны в том же 1970 году и относившийся с формальной точки зрения к тематической рубрике "фильмы о гражданской войне", бил один за другим кассовые рекорды.

Впрочем, этот-то фильм как раз и встретил на своем пути к зрителю серьезнейшие преграды. Достаточно сказать, что уже после того, как картина была смонтирована, цензура потребовала от авторов внести в их произведение более двадцати поправок. Что равносильно тому, как если бы некто предложил художнику искромсать кривыми ножницами только что написанное живописное полотно.

Что же так настораживало высокие инстанции в безобидной и на сегодняшний взгляд совершенно неполитизированной ленте? Именно это и настораживало - вольное обращение с сакральной темой. К "историко-революционному" материалу полагалось прикасаться благоговейно и претворять его с истовой серьезностью, в монументальных эпических полотнах.

А тут он стал основой, даже не основой, а поводом для легкомысленного приключенческого жанра, да еще такой его сугубо западной формы, как вестерн. Впрочем, и вестерн преподнесен был с явной усмешкой, спародирован. На тему "гражданской войны" сочинена невероятная история, которую, строго говоря, можно было рассматривать как анекдот доблестный красноармеец "возится" с наложницами из гарема мелкого азиатского деспота, агитирует их, обещая, что в новой жизни каждая получит "своего, отдельного супруга". Однако одалиски, освобожденные без всякой инициативы со своей стороны из неволи, ничуть не выказывают желания уравняться в правах с мужчинами и не стремятся в уготованное им светлое будущее.

Тайну художественного единства, увлекательности и зрелищности фильма пытались разгадать многие критики. На самом деле ключи от потайной дверцы положены авторами на ладонь. Приемы открыты с простодушием, которое сродни простодушию главного героя. Как величайшая ценность, преподнесены лучшие черты национального характера. С предельным доверием к зрителю, к его способности принять авторскую искренность фильм воплощает исконные представления о человеческом достоинстве, верности в любви, неколебимости в дружбе, отваге в бою, преданности Отечеству.

Солдат, точнее, красноармеец Федор Иванович Сухов живо напоминает своего сказочного прототипа - храбрец, удалец и хват. Такой и черта вместо себя "на часы" поставит, и кашицу из топора сварит, и самокрутку от запаленного шнура динамитной шашки прикурит. А если понадобится - обиженного из беды выручит, жадного и подлого накажет.

Если в центре классического вестерна - сдержанный на проявления чувств супермен, то авторы "Белого солнца пустыни" поместили на его место одну из фигур русского фольклора, и потому характер Сухова, не теряя героизма, обрел задушевность, сострадательность и открытость, и еще какую-то особую терпеливость, с какой он сносит тяготы жизни.

Другие черты национальных представлений об идеальном герое воплощены в Верещагине. По-детски доверчивый богатырь и буйная головушка тяготеет, пожалуй, больше к былине, чем к сказке. Верещагин здоров, как бык, силушки не занимать. С треском вылетает из окна таможни посланный Абдуллой "подпоручик", осмелившийся орать на Верещагина,

Белый домик бывшей царской таможни посреди пустынных песков, небритый, хмельной Верещагин, которому смертельно надоел весь этот (будь он проклят!) восточный колорит: и жгучее солнце, и пески, и павлины в саду, и опротивевшая черная икра Мрачным пьянством под перебор гитарных струн глушит Верещагин тоску по далекой России, маету служивого человека, оставшегося без дела.

О его прошлом рассказывают фотографии на стене: молодой, бравый офицер, георгиевский кавалер, рядом с молоденькой сестрой милосердия, в которой без труда узнаёшь его жену Настю. А вот они вдвоем в безысходном горе склонились над маленьким гробиком сыночка Может быть, отеческая привязанность Верещагина к Петрухе тем и объясняется, что он словно бы видит в юном красноармейце подросшего сына Верещагин долго не вступает в бой, жалея жену, нет у нее на земле никого, кроме него. Он с лодки (пока жена от греха выбрасывает за борт оружие) наблюдает, как: бандиты готовятся "поджарить" Сухова. Зреет решение. Все серьезней и суровей лицо, тяжелеет взгляд. "Петруха с тобой, Федор Иванович?" Заходят желваки на лице Верещагина, когда услышит ответ Сухова: "Убили Петруху, Павел Артемьевич. Зарезал Абдулла".

И вот тут взорвется в Верещагине праведный гнев. Сидевший сиднем былинный богатырь расправит могучие плечи. Стаю бандитов на баркасе, как корабельных крыс, в несколько минут разметает по палубе. Заведет мотор, спеша на выручку Сухову, не ведая, что баркас, предназначенный для банды Абдуллы, начинен динамитом. Грянет страшный взрыв, в щепки разлетится баркас А в прибрежной волне будет биться и задыхаться в крике навеки осиротевшая жена Верещагина..

Категория: 9 класс | Добавил: HUNTgo (15.03.2013)
Просмотров: 1814 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
1 SergBob  
0
<a href=http://zmkshop.ru/novosti/?PAGEN_2=8>эстакада для слаботочных сетей</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

СТАТИСТИКА
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Советы
Перейти

При копировании материалов, ссылка на оригинальный материал обязательна! © Мировая художественная культура 2013