Меню

Главная » Статьи » 9 класс

Урок 16

Изобразительные и художественные возможности в немом кино были очень высоки. Чем замечательно немое кино? Что влечет к нему? Безусловно, легенда. И этой легендой немого кино является несравненный, неподражаемый Чарли Чаплин.

Маленькому, хрупкому, нескладному человечку удалось совершить переворот в немом кино. Такой переворот, что зрители готовы были сидеть в кинотеатре с утра до вечера и смотреть, только смотреть, на своего кумира. Ему удалось создать новый жанр: смешать традиции английской эксцентрики, американского комического кино, социальной сатиры и мелодрамы. Чарли Чаплину удалось создать свой, неповторимый образ, образ трагичного и комичного бродяги, борющегося с обстоятельствами, побеждая и проигрывая им.

Сначала Чарли Чаплин выглядел нагловатым ловеласом и жуликом, но постепенно в нём появляется всё больше человеческой теплоты и лиризма, который зритель привык связывать с образом Маленького Бродяги.

В 1914 году Чарли начал и режиссёрскую деятельность и впоследствии выступал в основном в собственных фильмах как актёр, режиссёр, сценарист и очень часто, как композитор.

В картинах великого актера очень ярко звучали социально-сатирические тенденции. Герой Чаплина, бродяга Чарли, красочно обрисовывал мир бедняков, отвергнутых капиталистических обществом. В фильмах «Огни большого города» (1931) и «Новые времена» (1935) видны углубленные мотивы иллюзорности надежд, бесплодности борьбы «маленького человека» против социального неравенства. «Великий диктатор», (1941) предстал тонко подмеченной сатирой на фашизм. В этом фильме помимо своей обычной роли «маленького человека», на этот раз еврея-парикмахера, Чарли Чаплин играет еще и главаря фашистов Аденоида Хинкеля, который даже внешне похож на Гитлера. Премия нью-йоркских критиков за лучшую актерскую работу отметила этот тяжелый, но столь необходимый в то время людям труд.

Чарли Чаплин создал свой, особый мир на экране и своего, особого героя, которому никогда не везло, который терял даже то немногое, что имел. У его фильмов никогда не было конца – Чарли просто удалялся от нас по пустынной дороге, уходя в темноту кадра.

Чаплин стремился уйти от «комедии пощёчин», в жанре которых снимались все комедии того времени. В фильме «Ссудная касса» Бродяга в сцене увольнения показал жестом, что у него несколько детей, которых нужно кормить. Чаплин заметил, что зрители, находящиеся на съёмочной площадке, смахивают слезу.

После этого образ Бродяги стал обретать лирические и трагические черты, он стал одним из самых тиражируемых образов в массовой культуре XX века. Сквозь смех над «маленьким человеком» в фильмах-комедиях проступили нотки сострадания, человеческого тепла, сочувствия к бедным и униженным в комедии стали огромной заслугой маленького Чарли. Его влияние на зрительские сердца невозможно преувеличить. Поколение за поколением в разных странах, поднимая глаза к экрану, хохотали, обмирали, обливались слезами, восхищались, сопереживали маленькому, смешному, нелепому, беззащитному человечку с печальными глазами. И впитывали при этом любовь и нежность ко всему человечеству. В чаплинских фильмах слились воедино высочайшее мастерство и величайший гуманизм.

Его герои — солдаты, безработные, бродяги, официанты, золотоискатели, рабочие, но главное в его персонажах — то, что эти герои по сути неудачники, не приспособленные к враждебным условиям жизни. Борьба чаплинского негероического героя направлена на выживание, чтобы была крыша над головой и кусок пищи. А враги незадачливо бедняка — полицейские, фабриканты, мастера, начальники, бездушные лакеи, приказчики, хозяева, громилы, спекулянты, офицеры. И в этой борьбе Чарли всегда проигрывает — его подстерегают тюрьма, несчастья, разлука с любимой и голод. Симпатии Чаплина, как традииционного шута, на стороне обездоленных, и это делает его искусство народным, любимым, привлекательным для многих миллионов. Сочувствие несчастным, порой ироничное,— лейтмотив чаплинских кинолент. В этом тоже феномен вечного успеха его картин.

Чаплинскому персонажу чуждо чувство злобы. Даже если он злится, это не противно, а забавно и симпатично. Как ни парадоксально, когда герой Чаплина зол, он не злобен. Маленький Чарли— человек доверчивый, легкомысленный, отходчивый. Он по-детски наивен, в проявлении своих чувств он порой кажется первобытным, первозданным человеком. Он радуется чужой удаче, он бескорыстен, он восторжен, он большой, вечный ребенок. Но при этом в нем бездна достоинства, самоуважения. Вспомните, как щегольски он поправляет манжеты своего убогого рваного костюма, будто на нем дорогой смокинг...

В 30-е годы осознание бесплодности усилий "одинокого искателя" в фильмах "Огни большого города" (City Lights, 1931) и "Новые времена" (Modern Times, 1936) стало кульминацией темы маленького человека, прологом к неизбежному протесту и эволюции героя, который вырос из своей маски Чарли.

«Чарли Чаплин не был только лишь великим артистом, гением комического фильма, он был героем последней сказки о добром бедняке, перехитрившем злой и жестокий мир,» - сказал Григорий Козинцев. «Кино Чаплина не схоже ни с каким иным, это другой мир», - утверждал Пьер Паоло Пазолини.

Главная тема фильмов Чарли Чаплина – человек в затруднительном положении, пытающийся сохранить лучшие человеческие свойства. Чаплин считал, что «то, что ставит актера в затруднительное положение, должно быть близко зрителю, иначе это до него не дойдет». О своих героях он писал: «Я не рассматриваю персонаж, который играю на экране, как характер, для меня он больше - символ».

Подчеркивая свой маленький рост, актер искал для контраста больших партнеров: жизнь представала тысячами профессий, которые не мог выполнять маленький человек. Он не мог служить в банке, быть подручным у портного, стать чемпионом по боксу и много другого. И если в отдельных случаях маленькому человеку удавалось как-то устроиться, то зритель отлично понимал, что это комический фокус.

Категория: 9 класс | Добавил: HUNTgo (15.03.2013)
Просмотров: 844 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

СТАТИСТИКА
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Советы
Перейти

При копировании материалов, ссылка на оригинальный материал обязательна! © Мировая художественная культура 2013