Изобразительные и художественные возможности в немом
кино были очень высоки. Чем замечательно немое кино? Что влечет к нему?
Безусловно, легенда. И этой легендой немого кино является несравненный,
неподражаемый Чарли Чаплин.
Маленькому, хрупкому, нескладному человечку удалось совершить
переворот в немом кино. Такой переворот, что зрители готовы были
сидеть в кинотеатре с утра до вечера и смотреть, только смотреть, на своего
кумира. Ему удалось создать новый жанр: смешать традиции английской
эксцентрики, американского комического кино, социальной сатиры и мелодрамы.
Чарли Чаплину удалось создать свой, неповторимый образ, образ
трагичного и комичного бродяги, борющегося с обстоятельствами,
побеждая и проигрывая им.
Сначала Чарли Чаплин выглядел нагловатым ловеласом и
жуликом, но постепенно в нём появляется всё больше человеческой теплоты и
лиризма, который зритель привык связывать с образом Маленького Бродяги.
В 1914 году Чарли начал и режиссёрскую деятельность и
впоследствии выступал в основном в собственных фильмах как актёр,
режиссёр, сценарист и очень часто, как композитор.
В картинах великого актера очень ярко звучали
социально-сатирические тенденции. Герой Чаплина, бродяга Чарли, красочно обрисовывал
мир бедняков, отвергнутых капиталистических обществом. В
фильмах «Огни большого города» (1931) и «Новые времена» (1935) видны
углубленные мотивы иллюзорности надежд, бесплодности борьбы «маленького
человека» против социального неравенства. «Великий диктатор», (1941) предстал
тонко подмеченной сатирой на фашизм. В этом фильме помимо своей обычной роли
«маленького человека», на этот раз еврея-парикмахера, Чарли Чаплин играет еще и
главаря фашистов Аденоида Хинкеля, который даже внешне похож на Гитлера. Премия
нью-йоркских критиков за лучшую актерскую работу отметила этот тяжелый, но
столь необходимый в то время людям труд.
Чарли Чаплин создал свой, особый мир на экране и
своего, особого героя, которому никогда не везло, который терял даже то
немногое, что имел. У его фильмов никогда не было конца –
Чарли просто удалялся от нас по пустынной дороге, уходя в темноту кадра.
Чаплин стремился уйти от «комедии пощёчин», в жанре
которых снимались все комедии того времени. В фильме «Ссудная касса» Бродяга в
сцене увольнения показал жестом, что у него несколько детей, которых нужно
кормить. Чаплин заметил, что зрители, находящиеся на съёмочной площадке,
смахивают слезу.
После этого образ Бродяги стал обретать лирические и
трагические черты, он стал одним из самых тиражируемых образов в массовой
культуре XX века. Сквозь смех над «маленьким человеком» в фильмах-комедиях
проступили нотки сострадания, человеческого тепла, сочувствия к бедным и
униженным в комедии стали огромной заслугой маленького Чарли. Его влияние на
зрительские сердца невозможно преувеличить. Поколение за поколением в разных
странах, поднимая глаза к экрану, хохотали, обмирали, обливались слезами,
восхищались, сопереживали маленькому, смешному, нелепому, беззащитному
человечку с печальными глазами. И впитывали при этом любовь и нежность ко всему
человечеству. В чаплинских фильмах слились воедино высочайшее мастерство и
величайший гуманизм.
Его герои — солдаты, безработные, бродяги, официанты,
золотоискатели, рабочие, но главное в его персонажах — то, что эти герои по
сути неудачники, не приспособленные к враждебным условиям жизни. Борьба
чаплинского негероического героя направлена на выживание, чтобы была крыша над
головой и кусок пищи. А враги незадачливо бедняка — полицейские, фабриканты,
мастера, начальники, бездушные лакеи, приказчики, хозяева, громилы, спекулянты,
офицеры. И в этой борьбе Чарли всегда проигрывает — его подстерегают тюрьма,
несчастья, разлука с любимой и голод. Симпатии Чаплина, как традииционного
шута, на стороне обездоленных, и это делает его искусство народным, любимым,
привлекательным для многих миллионов. Сочувствие несчастным, порой ироничное,—
лейтмотив чаплинских кинолент. В этом тоже феномен вечного успеха его картин.
Чаплинскому персонажу чуждо чувство злобы. Даже если
он злится, это не противно, а забавно и симпатично. Как ни парадоксально, когда
герой Чаплина зол, он не злобен. Маленький Чарли— человек доверчивый,
легкомысленный, отходчивый. Он по-детски наивен, в проявлении своих чувств он
порой кажется первобытным, первозданным человеком. Он радуется чужой удаче, он
бескорыстен, он восторжен, он большой, вечный ребенок. Но при этом в нем бездна
достоинства, самоуважения. Вспомните, как щегольски он поправляет манжеты
своего убогого рваного костюма, будто на нем дорогой смокинг...
В 30-е годы осознание бесплодности усилий
"одинокого искателя" в фильмах "Огни большого города" (City
Lights, 1931) и "Новые времена" (Modern Times, 1936) стало
кульминацией темы маленького человека, прологом к неизбежному протесту и
эволюции героя, который вырос из своей маски Чарли.
«Чарли Чаплин не был только лишь великим артистом,
гением комического фильма, он был героем последней сказки о добром бедняке,
перехитрившем злой и жестокий мир,» - сказал Григорий Козинцев. «Кино Чаплина
не схоже ни с каким иным, это другой мир», - утверждал Пьер Паоло Пазолини.
Главная тема фильмов Чарли Чаплина – человек в
затруднительном положении, пытающийся сохранить лучшие человеческие свойства.
Чаплин считал, что «то, что ставит актера в затруднительное положение, должно
быть близко зрителю, иначе это до него не дойдет». О своих героях он писал: «Я
не рассматриваю персонаж, который играю на экране, как характер, для меня он
больше - символ».
Подчеркивая свой маленький рост, актер искал для
контраста больших партнеров: жизнь представала тысячами профессий, которые не
мог выполнять маленький человек. Он не мог служить в банке, быть подручным у
портного, стать чемпионом по боксу и много другого. И если в отдельных случаях
маленькому человеку удавалось как-то устроиться, то зритель отлично понимал,
что это комический фокус.
|