Меню

Главная » Статьи » 9 класс

Урок 2

Удовлетворение потребности в роскошном и изысканном в творчестве Ф.О. Шехтеля (особняк Рябушинского, влияние австрийского «сецессиона») и В.Ф. Валькотта (гостиница «Метрополь», влияние «викторианской готики»)

 

В конце ХІХ - начале ХХ веков в Европе и России развивается новый для того времени стиль - сецессион. Своим универсализмом он охватил все разнообразные проявления современной жизни - от монументальной архитектуры, через городские здания, живопись, скульптуру, до всех видов прикладного искусства. Больше того - он проник в литературу, театр, танцы, музыку, овладел модой на одежду, прически и даже нашел отражение в жестах и формах общения людей.  Родоначальником сецессиона считают бельгийского художника-архитектора Виктора Орта.

Сецессион развился главным образом в архитектуре городских особняков и дорогих многоквартирных зданий, загородных вилл и дач. Здесь, в среде частной жизни весьма состоятельного заказчика, воображение архитектора обретало материальную опору и свободу творчества. Формы окон, дверей, лестниц становились разнообразными своей причудливостью. Декоративное убранство фасадов, а особенно интерьеров достигло невероятной изощренности.

Характерными элементами сецессиона являются изогнутые линии, плавные, вытянутые формы, заимствованные от природы. Распространенные мотивы: женские фигуры с развевающимися волосами и одеждами, стилизованные цветы, птицы, насекомые.

Согласно основной концепции cецессиона – архитектура здания, интерьер и вся обстановка помещений должны были составлять художественный единый ансамбль, осуществленный по проекту одного архитектора или художника. И действительно, если вглядеться в любое здание сецессиона, войти внутрь, то мы увидим, что извилистые линии фасада гармонируют с витиеватыми формами окон и кружевами решёток балконов и лестничных пролётов.

Сецессион окрасил собой целый период истории искусства в конце ХIХ начале ХХ века. Старые добрые времена. Мир, веселье и процветание которых закончились в начале Первой мировой войны. После войны разруха и нужда заставили на время замолчать высокое искусство, подавив его практицизмом.

 Влияние данного архитектурного стиля сказалось на сложении стиля петербургского и московского Модерна, оно заметно во многих работах Ф. Шехтеля в Москве. Выдающимся памятником русского модер­на стал построенный Шехтелем особняк богатого московского купца Сте­пана Рябушинского.

Усадьба состояла из отдельно стоящего особняка и хозяйствен­ных построек. Особняк Рябушинс­кого по архитектурному решению и художественно-де­коративному убранству явился ярким примером стиля модерн.

Общая композиция особняка представляет собой геометрический объем — куб. К нему с южной и запад­ной сторон пристроены оригинальные крыльца с массивными колоннами и арками различного очертания.

Стены особняка облицованы глазу­рованным кирпичом и прорезаны на разных уровнях окнами неодинаковой конфигурации. По южному, западному и восточному фасадам дома проходит широкий фриз с моза­ичным панно с изображением цветов ириса, столь любимого в искусстве модерна.

Дом с внешней стороны выглядит двухэтажным, но внутри имеет не­сколько этажей, объединенных лест­ницами и хозяйственным лифтом.

Парадный вход на юж­ной стороне дома ведет в вестибюль-гардеробную, художественно-декоративное убранство которого должно было приблизить человека к природе.

Мозаичный рисунок пола вестибю­ля напоминает круги на воде. Витражи отделяют вестибюль от прихожей. Ри­сунок витражей напоминает крылья бабочки или стрекозы. Венчают витра­жи два светильника. В прихожей большое зеркало с пейзажным витра­жом, и кажется, что сюда прилетят ба­бочки или стрекозы с предыдущих витражей.

По сторонам от прихожей находят­ся комнаты. Справа, в восточной сто­роне дома, расположены большой и малый кабинеты. У громад­ного полуовального окна стоит боль­шой письменный стол.

На противоположной стороне от окна яркие пятна — подковообразный витраж с рисунком веточки лаврового деревца — символом успеха в деловом мире, а в углу — камин, облицованный зеленым мрамором.

Слева от прихожей, в западной сто­роне дома, находятся гостиная и сто­ловая, самые большие и роскошные комнаты. Двери в гостиную выглядят величаво. Наружные створки дубовые, украшенные орнаментом из стеблей папируса, внутренние — ореховые, ук­рашенные стилизованными розами.

Потолок гостиной декорирован лепниной ручной работы, а у окна — живописный плафон: на голубом не­бе желтые хризантемы с улиткой на стебле.

Столовая, самая большая комната, отделана дубовыми темными пане­лями. На противоположной стороне, напротив двери из гостиной, находился большой, по всей высоте комнаты, самый прекрасный в доме беломраморный камин с горельефами. Камин напоминал триумфальную ар­ку прямоугольной формы: две колон­ны с мощным аттиком, декорирован­ные горельефами. Почти на всю шири­ну стены — огромное окно из двух уз­ких боковых створок и центральной большой части, с переплетами криво­линейного очертания, повторяющими рисунок веток деревьев. Окно декори­ровано металлической решеткой.

Слева от окна небольшая дверь, че­рез которую можно выйти в сад.

На противоположной стене от окна был устроен большой арочный проем, открывающий вид цент­ральной части особняка, похожий на сказочный мир подводного царства.

Центральная часть особняка — холл. В этом изумительном пространстве все связано с подводным и земным миром: стены выкрашены в зеленоватый цвет, а с высоты второго этажа, высеченный из зеленовато-серого вазелемского мрамора, несется поток воды в виде волны высотой с ограждение. И кажется, что в какую-то се­кунду поток воды остановился, чтобы в следующее мгновенье ринуться вниз и у основания лестницы устремиться вверх, выбросив из морской пучины светильник в виде медузы. Сверху ме­дуза напоминает черепаху.

В срезанном углу лестницы, на всю высоту двух этажей устроен голубова­то-синий витраж с символами приро­ды.

С помощью отделочных материа­лов, цвета, лепнины, естественных по­род дерева, светильников Шехтель создал интерьеры на тему времен года: кабинет — весна, будуар — зима, а спальня — лето.

Хозяйственные строения были от­горожены от парадной части усадьбы не­сложной оградой — на невысоком цо­коле простая металлическая решетка.

Территорию участка огибает огра­да. Малая высота основания с про­зрачной металлической решеткой, вы­полненной в виде чешуи, не закрывала усадьбу от наружного обзора.

Архитекторы, работавшие в стиле мо­дерна, полагали, что красота облагораживает человека, делает его нрав­ственнее, духовно богаче. Поэтому они стремились создать вокруг человека худо­жественно привлекательную среду обитания и наделяли красотой даже вещи чисто утилитарного назначения, например, дверные ручки, ограждения балконов и лестниц, оконные переплеты. Бронзовые ручки двери прихожей, изготовленные по эски­зу Шехтеля, по форме напоминают бабочку. Везде зодчий демонстрирует необыкновенную выдумку.

 

В начале XX в. в Москве была сооружена гостиница «Метрополь», над проектом которой трудилась целая группа архитекторов, художни­ков и скульпторов во главе с англичанином Вильямом Валькотом, ро­дившимся в России. На примере «Метрополя» попробуем проследить влияние на русскую архитектуру «викторианской готики».

«Преобладающим складом сознания в Англии около 1850 года являлся объевшийся самодовольный оптимизм. Вот она, эта Англия, ставшая благодаря предприимчивости заводчиков и торговцев богаче, чем когда-либо, мастерская мира, рай благополучной буржуазии, управляемый королевой-буржуазкой и деятельным принцем-консортом». Вкусы того времени, распространенные повсеместно, вдохновили Генри Джеймса на ядовитые строки, посвященные домовладельцам: «Они густо покрывали стены мишурным орнаментом и вырезками с какими-то странными разрастаниями и выпирающими складками драпировок; всевозможными безделушками, которые можно было разве что дарить горничным, этот неописуемый комфорт мог бы доставить большое удовольствие слепому».

Одной из причин этого явления называют ослабление влияния Романтизма, ведущего художественного направления начала XIX в. С 1830-х гг. в Европе начинается период Историзма, времени сосуществования самых разных неостилей. Англия не была исключением. Ранневикторианский период характерен параллельным развитием стилей «неогрек», Неорококо, Неоготики, «византийского», «мавританского», «китайского» стилей. Упадок искусства был неизбежен. «Готику долгое время коверкали, чтобы сделать ее подходящей для коммерческих зданий. Фасадами греческих храмов украшали жилые дома и банки. Римские бани проглядывали в облике железнодорожных станций». Эклектика сопровождалась негативным влиянием первых результатов промышленной революции. Машинным способом можно было сделать быстро и дешево любой «исторический декор»: «барочную резьбу» из папье-маше, или крашеного гипса, «золоченые рокайли» из жести. Керамикой имитировали металл... И все это на фоне тяжелых занавесей и почерневших академических картин в золоченых рамах. В карикатурных проявлениях «викторианский стиль» - искусство имитаций и подделок, суррогат, в котором из дешевых материалов механическими приемами создавалась иллюзия роскоши других времен «доброй старой Англии».

Но вернемся в Москву к гостинице «Метрополь». Когда смотришь на эту гостиницу, в глаза, прежде всего, бросается ее богатое декоративное убранство. Это — характерная черта модерна. Фа­сады «Метрополя» украшают 23 нарядных живописных панно из распис­ной керамической плитки. Самое большое из них — «Принцесса Грёза» — изготовлено по эскизу художника Михаила Врубеля. Кроме живописи стены гостиницы украшает скульптура. Все здание опоясывает барельеф «Времена года», выполненный замечательным скульптором Николаем Андреевым. Полуобнаженные женские фигуры, загадочные лица, выс­тупающие из плоскости стены, — типичное произведение модерна.

Модерн изначально стремится к синтезу искусств, и в его формирова­нии активное участие принимала не только архитектура, но и живо­пись, скульптура, декоративное искусство. В «Метрополе» к этому спис­ку прибавилась еще и литература: ниже барельефа все здание когда-то опоясывало выложенное керамической плиткой изречение немецкого философа Ницше: «Опять старая история, когда выстроишь дом, то за­мечаешь, что научился кое-чему». После революции ее заменили дру­гой, более актуальной: «Только диктатура пролетариата в состоянии ос­вободить человечество от гнета капитала». Впрочем, это уже никакого отношения к искусству не имеет.

Модерн не любит прямых линий и плоскостей. Об этом наглядно свидетельствует капризно изломанная линия крыши «Метрополя», пере­биваемая к тому же вертикально стоящими декоративными башенка­ми, и выступающие на фасадах застекленные эркеры. Об этом также говорит сложный рисунок решеток балконов и ворот.

В своем развитии модерн опирался на последние достижения строи­тельной техники, широко используя железобетон и металлические кон­струкции. Это позволяло перекрывать большие пространства, застеклять обширные поверхности. В центре «Метрополя» устроен ресторан, огром­ный зал которого перекрыт стеклянным куполом-фонарем.

Архитекторы модерна использовали в строительстве самые разнооб­разные материалы: камень, металл, керамику, стекло. Причем часто старались придать не характерные им качества: железу — вязкость, кам­ню и стеклу — текучесть.

Модерн был универсальным художествен­ным стилем, который распространил свое влияние не только на архи­тектуру, но и на живопись, графику, декоративное искусство.

Категория: 9 класс | Добавил: HUNTgo (15.03.2013)
Просмотров: 1199 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

СТАТИСТИКА
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Советы
Перейти

При копировании материалов, ссылка на оригинальный материал обязательна! © Мировая художественная культура 2013