Меню

Главная » Статьи » 9 класс

Урок 4

А.В. Щусев – мавзолей В.И.Ленина, Б.М. Ионофан – Дом на набережной, И.В. Жолтовский – жилой дом на Манежной площади в Москве.

 

Одновременно с Мельни­ковым в Москве работал другой выдающийся архитектор — Алексей Викторович Щусев. Его имя получило широкую известность еще до революции. В начале XX в. он спроектировал здание Казанского же­лезнодорожного вокзала в Москве.

В 20-е гг. Щусев примкнул к конструктивистам.

Щусеву довелось создать один из главных архитектурных символов советской эпохи — мавзолей В.И. Ленина. После смерти вождя гроб с его телом решено было поместить в специально построенный на Красной пло­щади склеп. Зимой 1924 г. всего за два дня по проекту Щусева соорудили временный мавзолей из дерева. Позже был построен еще один деревян­ный мавзолей, который в 1930 г. архитектор перестроил в камне.

Форма Мавзолея Ленина — ступенчатая пирамида, увенчанная ку­бом, — символизирует собой вечность и корнями восходит к древним культурам Египта и Месопотамии. Зодчий удачно вписал здание в ан­самбль Красной площади, завершив его формирование: мавзолей постав­лен строго по оси Сенатской башни Кремля и большого купола Сената. Он стал композиционным центром Красной площади.

Облицованный красным гранитом, мавзолей хорошо гармонирует с кирпичной кладкой кремлевской стены. Зодчий устроил на мавзолее трибуну. На ней во время военных парадов и праздничных демонстра­ций стояли руководители коммунистической партии и советского госу­дарства.

По общему признанию специалистов, здание Мавзолея В.И. Ленина — один из шедевров архитектуры советского времени.

В начале 30-х гг. произошли перемены в стилевой направленности советской архитектуры. Вехой, знаменовав­шей этот поворот, послужил конкурс на проект Дворца Советов.

Идея строительства Дворца Советов родилась еще в 1922 г. Тогда, на съезде Советов, провозгласившем образование СССР, один из вождей партии Киров предложил соорудить «волшебный дво­рец», который стал бы «эмблемой грядущего могущества, торжества коммунизма».

В 1931 г. был объявлен конкурс на строительство Дворца Советов. Его здание должно было стать местом проведения общегосударственных форумов — съездов, конференций. Во Дворце предполагалось размес­тить Верховный Совет СССР с двумя его палатами, президиумом и аппа­ратом.

На конкурс было прислано 160 проектов отечественных и иностран­ных архитекторов, среди которых были такие знаменитости, как Мель­ников, Щусев, француз Ле Корбюзье, немец Гроппиус и другие. Кон­курс проходил в несколько туров на протяжении трех лет. В результате жюри отдало предпочтение проекту зодчего Бориса Иофана, который был знаменит строительством в столице, на берегу Москвы-реки, боль­шого жилого комплекса для видных партийных и государственных ра­ботников, известного теперь как «Дом на набережной» (по названию повести Юрия Трифонова).

Проект Иофана предусматривал строительство колоссальной ступен­чатой башни высотой 400 метров и диаметром 160 метров. Своими раз­мерами она превзошла бы любой американский небоскреб.

В отличие от аскетических памятников советской архитектуры 20-х гг., Дворец Советов предполагалось богато декорировать. Снаружи его дол­жны были украсить колонны и скульптура. Перед главным входом пре­дусматривалось установить статуи теоретиков социализма Сен-Симона, Фурье, Маркса и Энгельса. На пилонах — высечь шесть заповедей клят­вы, которую Сталин дал после смерти Ленина. Десятки тысяч квадрат­ных метров мозаик, фресок, скульптурных барельефов должны были украшать интерьеры здания.

Внутри Дворца планировалось разместить анфиладу парадных поме­щений: Зал героики Гражданской войны, Зал героики строительства социализма, Зал Сталинской Конституции, Орденский зал, Зал приемов советского правительства. Самый большой зал, запроектированный в ос­новании Дворца, был рассчитан на 20 тысяч человек.

Башнеобразное здание Дворца должно было служить пьедесталом для гигантской, высотой почти 100 метров, фигуры Ленина. Скульптор Сер­гей Меркуров, которому был поручен заказ, писал: «Были просмотрены скульптуры Индии, Китая (недалеко от Пекина), статуя Будды в Япо­нии (около Камакура), статуи Египта, Греции, Рима. Чтобы иметь пол­ное представление о величине статуи, я приведу вам такие данные. Со­бор Петра в Риме имеет высоту 143 м, Эйфелева башня — 300 м, колокольня Ивана Великого — 93 м. Это значит, что венчающая статуя Дворца Советов будет на 3 м выше колокольни Ивана Великого». Запла­нированная высота всего сооружения вместе со скульптурой была тако­ва, что 200 дней в году голову Ленина скрывали бы облака.

Здание Дворца Советов решено было построить на месте, где стоял взорванный храм Христа Спасителя. От него в сторону Кремля предпо­лагалось проложить широкий проспект, по которому в дни праздников колонны демонстрантов могли бы беспрепятственно проходить до Крас­ной площади. Для этого собирались передвинуть на сто метров Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Строительство дворца началось. Вес постройки оценивался более чем в один миллион тонн. Вырыли 20-метровой глубины котлован. В нем начали монтировать опорные металлические конструкции из специаль­но созданного сорта стали особой прочности «ДС» — Дворец Советов.

Незадолго до войны в СССР вышла книга «Дворец Советов». Ее автор писал: «Многие столетия простоит на земле Дворец Советов. Он войдет в новую географию мира. На карте мира исчезнут границы государств. Изменится самый пейзаж планеты. Возникнут коммунистические посе­ления, не похожие на старые города. Человек победит пространство. Электричество вспашет поля Австралии, Китая, Африки. Дворец Сове­тов, увенчанный статуей Ильича, все так же будет стоять на берегу Мос­квы-реки».

Прогноз не оправдался. Война помешала возвести Дворец Советов. Однако конкурс на его строительство наметил новую линию развития советской архитектуры.

«Сталинский ампир». В 1934 г. по проекту Жолтовского в самом центре Москвы, напротив Кремля, был построен жилой дом, фасад которого украсили огромные полуко­лонны. Поклонник творчества знаменитого мастера Возрождения Андреа Палладио, Жолтовский принял за основу композицию фасада Палаццо Капитонио в родном городе итальянца Виченце. Всех поразила гигантская колоннада на шесть этажей, в систему пропорций которой мастерски вписана структура окон. Стремление не нарушить на фасаде эти пропорции привело к тому, что в некоторых комнатах окна буквально стоят на полу. Это строение за свои гигантские колоны получил название "дом с колоннами" на Моховой (ныне на Манежной площади). Именно с этого дома начался сталинский ампир. Коринфские полуколонны, выносные карнизы, пышные балконы как бы доказывали преимущества такой архитектуры перед суровым аскетизмом конструктивизма. В эпоху безраздельного господства конструктивизма эта работа была воспринята как манифест противостоящего архитектурного направления, ставящего своей задачей обращение к классике. "Дом с колоннами" выдвинул автора на роль вождя и идеолога нового направления, которое исключительно быстро, всего за несколько лет, стало главенствующим в советском зодчестве.

Но сам по себе "Дом с колоннами" был слабоват и явно не достоин внимания, ему уделяемого. Все силы проектировщика ушли на создание прекрасного фасада, срисованного с одного из наиболее известных палаццо итальянского Возрождения. Надуманность композиции пошла в ущерб экономичности и удобствам обитания. Недаром же законченный дом так и не использовался в качестве жилого - сначала в нем обосновалось американское посольство, а потом - контора "Интуриста".

Современники окрестили дом Жолтовского «гвоздем в гробу конст­руктивизма». Дело в том, что конструктивизм с его простотой и аске­тизмом перестал соответствовать художественным вкусам времени. Ему на смену пришел «сталинский ампир». Такое название получил стиль архитектуры, просуществовавший в СССР вплоть до середины 50-х гг.

Советское государство ощущало себя наследником великих империй прошлого, их архитектура вдохновляла отечественных зодчих. Строи­тель Мавзолея Ленина архитектор А.В. Щусев писал в те годы: «Обще­ственные и утилитарные сооружения Древнего Рима по своему масшта­бу и качеству — единственное явление этого рода во всей истории мировой архитектуры. В этой области непосредственными приемника­ми Рима являемся только мы».

Характерными чертами «сталинского ампира» являются помпезность и монументальность. Зодчие стремились возводить крупные архитектур­ные сооружения, богато украшенные колоннами, пилястрами, скульпту­рой и лепниной. Большое значение в убранстве зданий приобрела советс­кая символика: пятиконечные звезды, серп и молот, снопы хлеба и т. п.

Вблизи дома Жолтовского и почти одновременно с ним архитектор Щусев возвел монументальное здание гостиницы «Москва», крупней­шей в то время в столице. В ее отделке широко использованы мрамор, бронза, ценные породы дерева. В интерьерах немало лепнины. Потолок ресторана расписан по эскизам известного художника Лансере.

Любопытная деталь. Если присмотреться к главному фасаду гости­ницы, который выходит на Манежную площадь, то можно заметить, что он асимметричен: правая сторона не соответствует левой. Рассказы­вают, что архитектор подал на утверждение Сталину два варианта офор­мления фасада здания, разделенные тонкой карандашной линией. То ли Сталин не заметил этого, то ли нарочно так поступил, но он написал поперек линии: «Утвердить». Никто не посмел возразить вождю. В та­ком виде и построили гостиницу.

Еще одной иллюстрацией рассматриваемого стиля является Дом на набережной. Проект дома принадлежал известному советскому архитектору Б. М. Иофану. На Всехсвятской улице (ныне улица Серафимовича, дом 2) всего за четыре года выросла гигантская постройка, по тем временам самый крупный жилой комплекс в Европе: 11 этажей, 24 подъезда, 505 квартир, несколько внутренних дворов; почта, телеграф, сберкасса, прачечная, продовольственный и промтоварный магазины, парикмахерская, детский сад, поликлиника, клуб, спортзал, кинотеатр. Этот грандиозный дом был создан для прекрасной, фантастической по тем временам жизни. Человеку, попавшему туда, могло показаться, что он очутился в раю.

Дом начинался с необычных дворов: в каждом из них бил фонтан. Дворы охранялись (бывало, их даже закрывали на ночь, а в подвале держали служебных собак). В каждом подъезде дежурил вооруженный вахтер, перед которым нужно было отчитаться о целях визита (если, конечно, вы не были жильцом Дома). А вот чтобы попасть в подъезд, где жили самые важные персоны, необходим был специальный пропуск. Более того: если именитый хозяин одаривал чем-то гостя или давал почитать книжку, без разрешающей сопроводительной записки из подъезда не выпускали. Вахтер также заведовал лифтом. Наверх пассажир поднимался в компании сопровождающего, а вот вниз уже приходилось спускаться пешком или стучать по металлической двери шахты, пока вахтер не услышит и не поднимется.

Пока вы не попали в квартиру, можно было полюбоваться расписными потолками, над которыми работали специально приглашенные из Эрмитажа мастера-реставраторы, походить по дорогим ковровым дорожкам, устилавшим лестницы. Но главные чудеса ждали впереди. Все квартиры к въезду хозяев уже были обставлены мебелью, сделанной по спецпроекту. Но если вдруг чего-то не хватало, можно было сделать дополнительный заказ — мебельный склад располагался рядом, в одном из дворов дома.

Квартиры были просторные, с удобной планировкой, только вот кухни совсем небольшие, хотя и оборудованные по последнему — на тот момент — слову техники газовыми плитами. Проблема готовки решалась просто. В Доме размещалась столовая, где предлагались комплексные завтраки, обеды и ужины, пользовавшиеся большой популярностью у жильцов. Все продукты поставлялись из спеццехов. Кстати, даже во время Великой Отечественной войны, когда страна голодала, всего один обед из этой необыкновенной столовой мог сытно накормить целую семью.

В 30-е годы наличие горячей воды в домах было редкостью — мылись в общественных банях. В доме на набережной эта проблема, естественно, была решена, так что туда ходили не только в гости, но и помыться.

Величественное здание не вмещалось в понятие «дом». Скорее, это была страна в стране. И населяли его, понятное дело, не «простые смертные», недаром ему было дано название «Дом Правительства». Жильцы заселялись по особым спискам. Отбирали самых преданных, полезных, нужных: военачальников, ученых, писателей, деятелей культуры, старых большевиков.

Там жили знаменитейшие люди своей эпохи: Тухачевский, Радек, Серафимович, Александров, Жуков… Перечислять можно долго. Ни одно жилое здание во всем СССР не было удостоено такой чести — собрать целое созвездие советской элиты, как этот дом-гигант, ставший воплощением мечты о коммунистическом быте.

Но всего через год после заселения, в 1932 году, на жильцов Дома обрушились сталинские репрессии, достигшие в 1937 году своего апогея. Сегодня имеются данные о более чем 700 репрессированных жителях Дома на набережной. Более 300 человек из них были расстреляны. Остальные гнили по тюрьмам и лагерям. Слуги народа в одночасье стали его врагами.

С семьями поступали по-разному. Иногда опечатывался только кабинет арестованного, а семья продолжала жить в квартире. Но это было непозволительной роскошью для членов семьи врага народа, и комендатура Дома ввела иную систему. Родственники осужденных стали заселяться в общую квартиру по коммунальному принципу — комната на семью. Впоследствии их совсем выселяли из Дома, некоторых — без права предоставления жилья.

В 1937 году вышел приказ, согласно которому стали арестовываться жены репрессированных — за недонесение на мужей. Их ждали конфискация имущества и срок не менее 5-8 лет. Тот же приказ требовал выявления «социально опасных» детей, которых отправляли в лагеря, колонии или детские дома особого режима — в зависимости от возраста и «возможности исправления». Если же дети были совсем маленькими, их могли отдать на воспитание государству, поменяв предварительно фамилию, имя и отчество. Многие матери, выйдя из заключения, так и не смогли разыскать своих детей.

Конечно, на сегодняшний день практически все жильцы Дома, подвергшиеся репрессиям, реабилитированы. Большинство — посмертно. Свидетелей тех страшных времен остается все меньше. Фонтаны во дворах давно забетонированы, на месте столовой открыт ресторан «Спецбуфет № 7», а там, где раньше был клуб и размещалась Комиссия по рассмотрению дел о помиловании, теперь Театр Эстрады. Дом пользуется популярностью у московской элиты, и мемориальные доски, на которых дата смерти обозначена, как правило, 1937 годом, по-видимому, не смущают новых жильцов. Но многие, помня кровавую его историю, не могут без содрогания проходить мимо серого монстра. Между прочим, вначале планировалось, что Дом будет облицован розовой мраморной крошкой, но, по причине дороговизны, этот вариант был отклонен. Оставили серым.

 

С началом строительства Дворца Советов встал вопрос о реконструк­ции Москвы. С одной стороны, решения этой задачи настоятельно тре­бовало время: столица быстро росла, население ее увеличивалось, а центр города с низенькими домами, узкими и кривыми улицами был плохо приспособлен для движения транспорта, жизни и работы людей. С дру­гой стороны, партия хотела, чтобы Москва отвечала представлениями о столице первого в мире социалистического государства, и поставила пе­ред архитекторами задачу создать прообраз «города социалистического будущего» с широкими улицами и площадями, высокими и красивыми зданиями.

В 1935 г. ЦК ВКП(б) утвердил Генеральный план реконструкции Москвы. Он, в частности, предусматривал расширение и благоустрой­ство главной столичной магистрали — Тверской, переименованной в те годы в улицу Горького.

Ее расширили в три раза и застроили многоэтажными домами. В са­мом начале улицы возвели большие жилые дома, парадные фасады ко­торых отделали гранитом и украсили скульптурой. Их архитектура вполне соответствовала стилю «сталинский ампир». Однако реконструк­ции подверглась только фасадная сторона улицы. Внутриквартальная застройка, тесная и хаотичная, осталась без изменений. Советская сто­лица во многом оставалась городом фасадов.

В 30-е гг. в центре Москвы появились и другие монументальные зда­ния. Среди них — 10-этажное здание Совета Труда и Обороны (ныне его занимает Государственная дума) и крупнейшая в стране Государствен­ная библиотека СССР имени Ленина (ныне — Российская государствен­ная библиотека). Главный вход в библиотеку отмечен монументальным портиком, пилоны которого облицованы темным гранитом. Важную роль в убранстве фасадов библиотеки играет скульптура, в том числе бюсты выдающихся деятелей русской культуры. Внутри здания устроена ши­рокая парадная лестница, отделанная мрамором. Она ведет на второй этаж, где расположен главный читальный зал библиотеки, рассчитан­ный на 500 с лишним мест.

Ампирная архитектура – это архитектура, переосмысленная с бравурным сталинским шиком. Леса колонн, скульптуры строгих и мощных советских людей, гербы СССР, живописные и мозаичные панно – все прославляет выдающиеся достижения советского народа. Цвет фасадов – грязно-серый или желтый с белыми колоннами – таковы признаки имперского советского стиля.

Категория: 9 класс | Добавил: HUNTgo (15.03.2013)
Просмотров: 1133 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

СТАТИСТИКА
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Советы
Перейти

При копировании материалов, ссылка на оригинальный материал обязательна! © Мировая художественная культура 2013