Подземный дворец. Большим событием в
истории Советской страны стало открытие в 1935 г. московского
метро. Его первым пассажирам явилось изумительное зрелище — подземный дворец с
просторными залами, отделанными цветным
камнем и бронзой, украшенными живописью
и скульптурой. Станции московского метро проектировали лучшие советские
архитекторы — А.В. Щусев, А.Н. Душкин, И.А. Фомин, а украшали известные скульпторы Н.В. Томский, М.Г. Манизер и художники П.Д. Корин, А.А. Дейнека, Е.Е. Лансере.
Среди первых станций метро, введенных в эксплуатацию, была «Кропоткинская» (первоначальное название—
«Дворец Советов»). Она скромна по своему
убранству. Здесь нет ни живописи, ни скульптуры, однако специалисты считают ее
настоящим шедевром архитектуры. Вдоль просторного зала станции проходит два ряда колонн, облицованных светлым
мрамором. Кстати, часть этой облицовки досталась «в наследство» от уничтоженного
храма Христа Спасителя. Кверху колонны расширяются в виде чаши, в которой помещены невидимые глазу источники света.
В 1958 г.
на Международной выставке в Брюсселе проект станции «Кропоткинская» (автор его
— архитектор Алексей Душкин) был
удостоен Гран-при.
По проекту Душкина была также построена станция метро «Маяковская». При ее сооружении
архитектор применил новое конструктивное решение. Конструкция
подземного зала уникальна. Массивные пилоны заменены сравнительно тонкими
колоннами, покрытыми рифленой нержавеющей сталью. Это обеспечило внутреннему пространству зала станции большой простор. Трудно поверить, что над головой —
многометровый слой земли и городская
застройка. Угловые части колонн на высоту человеческого роста
выложены пластинами уральского камня. В оформлении вестибюля был использован светло-серый
мрамор. Основным архитектурным
мотивом интерьера станции «Маяковская» стали металлические арки. Красивыми ритмами они бегут
вдоль платформы,
перешагивают через зал. Свод центрального зала украшают 36 овальных куполов, в которых размещены светильники с мозаичными панно внутри и великолепные мозаичные
панно из смальты, выполненные по эскизам Народного художника СССР Александра
Александровича Дейнеки (1899-1969) на тему "Сутки страны Советов". На панно изображен труд людей,
занятия спортом, летящие
самолеты и дирижабли, растущие цветы и плоды. Все это показано на фоне синего неба и белых
облаков, что помогает человеку, находящемуся глубоко под землей, преодолеть
ощущение изолированности от внешнего мира.
Подземная архитектура
станции принадлежит к знаковым образцам "сталинской неоклассики",
которая, благодаря гармоничному сочетанию авангардных конструкций с более
традиционным декором, сближается здесь с международным "ар деко".
Проект уникальной станции мгновенно стал всемирно известным и вошел в антологию
избранных произведений мировой архитектуры. В 1938 году – проект станции был
удостоен Гран-При на международной выставке в Нью-Йорке. В конце 80-х станция
получила статус Памятника архитектуры. В 2001 году Правительство Москвы приняло
решение включить станцию "Маяковская" в список памятников истории и
культуры местного значения.
Для архитектуры «сталинского
ампира» показательна отделка станции «Площадь
Революции», которая находится под самым центром Москвы. Ни одна станция не имеет такого богатого
скульптурного убранства, как эта: 76 статуй выполнены скульптором
Манизером. Цокольная часть станции,
облицованная черным с «Золотыми» прожилками мрамором «давалу», превратилась в
огромный постамент, а арки из темно – красного «шроша» - в тяжелые рамы для
бронзовых изваяний. Изначально на станции было двадцать арок, в каждой из
которых установили по четыре скульптуры, представляющие историю Страны Советов
– от революционных крестьян, рабочих и матросов до счастливых детей новой
эпохи. Бронзовые фигуры представляют практически все социальные группы советского общества. Здесь шахтер с отбойным молотком, пограничник с
собакой, студенты с книгами,
школьники с глобусом, комбайнер с колосьями сжатого хлеба, спортсмены. Мужчина и женщина с маленькими
детьми олицетворяют собой счастливое
детство. О преемственности революционных традиций говорят фигуры матроса, солдата и красногвардейца. Одной
из самых сложных задач было поместить фигуры размером больше человеческого
роста, с почти «микеланджеловскими» пропорциями в углы архивольтов. В
результате позы людей оказались очень скованными и. Этот недостаток был отмечен
и правительственной комиссией, которая принимала станцию, однако Сталин,
прибывший на открытие, как вспоминал А. Душкин, долго ходил вокруг скульптур и
с грузинским акцентом приговаривал: «Как живые, как живые…». Вероятно, это и
спасло станцию.
При всей аллегоричности и обобщенности
изваяний некоторые детали все же указывают на конкретные исторические события.
Так, матроса – сигнальщика на бескозырке название революционного линкора
«Марат», у девушки – снайпера на груди значок «Ворошиловский стрелок» 1 – й
степени.
Эта «подземная скульптурная галерея»
всегда пользовалась особым вниманием посетителей метро и постепенно появились
своеобразные традиции. Так, например, у студентов считается очень хорошей
приметой перед экзаменом дотронуться до носа собаки пограничника, поэтому у
всех четырех собак натертые до блеска морды; прикосновение к изящной ножке
студентки излечивает от несчастной любви; а карандаш молодого изобретателя и
пистолет революционного матроса все время воруют. В торце изначально
располагался барельеф с изображением Сталина с Конституцией СССР в руке (автор
– скульптор М. Манизер). Его убрали в 1947 году, когда строили второй выход со
станции. Южный вестибюль, сооруженный в
1947 году, встроен в линию домов в Богоявленском переулке. Огромный, с двумя
рядами окон зал облицован сероватым мрамором. Его освещает гигантская люстра с
двадцатью четырьмя рожками. На торцевой стене в технике флорентийской мозаики
изображен щит с серпом и молотом в окружении победных знамен. Слева и справа от
щита выложены даты «1917» и «1947» а также строки одной из первых редакций
советского гимна: «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая
Русь» и «Славься, отечество наше свободное, славы народов надежный оплот. Знамя
советское, знамя народное пусть от победы к победе ведет».
Московское
метро 30-х гг. — детище своего времени. Его архитектура призвана была агитировать за новый общественный строй. Стены и своды
залов и переходов метро украшают пятиконечные звезды, серпы и молоты, гербы СССР и союзных республик.
Многие станции носили имена видных членов большевистской партии: «Площадь
Свердлова» (ныне «Театральная»), «Площадь Дзержинского» (ныне «Лубянка»),
«Калининская» (ныне «Александровский сад»), «Сталинская» (ныне «Семеновская»),
«Кировская» (ныне «Чистые пруды»), «Ждановская» (ныне «Выхино»). Московскому
метрополитену
первоначально было присвоено имя первого секретаря Московского комитета партии
Кагановича.
Московские высотки. После войны
«сталинский ампир» продолжал набирать силу в советской архитектуре. Яркими памятниками
этому стилю стали московские
высотки — здания повышенной этажности, возведенные в столице в конце 40-х —
начале 50-х гг.
Появление
их было не случайным. За первую половину XX в. облик столицы сильно изменился. Раньше его определяли храмы и колокольни, возвышавшиеся над малоэтажной застройкой.
Теперь их скрыли глыбы многоэтажных
зданий, и это сильно обеднило силуэт города. Положение решено было исправить возведением нескольких высотных зданий.
На этот счет в 1947 г. было принято специальное правительственное постановление. К тому же еще жила надежда на
осуществление строительства Дворца
Советов, вместе с которым высотки должны были составить единый ансамбль. В начале 50-х гг. в Москве было
построено несколько высотных зданий. Они
сыграли роль новых выразительных акцентов в силуэте города, придали облику
столицы более крупный масштаб. Однако архитектурные формы этих зданий не соответствуют их конструктивной
основе: постройки на стальном каркасе
оформлялись на манер массивных, тяжеловесных сооружений.
Для возведения высотных зданий выбирали наиболее важные в градостроительном
отношении точки города: излучины Москвы-реки (жилой дом на Котельнической набережной и
гостиница «Украина»), важнейшая столичная магистраль Садовое кольцо (здание
Министерства иностранных дел). Самое удачное место заняло новое здание Московского государственного
университета. Оно разместилось на Ленинских (ныне Воробьевых) горах, возвышающихся над
Москвой и хорошо видимых из разных концов города.
Здание Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова на Ленинских
горах возведено в новом, развивающемся районе города.
Благодаря своему расположению на возвышенности у излучины реки оно хорошо
просматривается с дальних точек. Центром композиции служит 32-этажный объем,
увенчанный шпилем. Новое
здание университета — крупное и сложное
сооружение; в нем находятся аудитории, научно-учебные лаборатории,
библиотека, музей, актовый зал на 1500 мест, клуб со зрительным залом на 800
мест, два спортивных зала и зимний
плавательный бассейн, большое число других помещении. В состав комплекса входят общежития для 6 тыс.
студентов и аспирантов, квартиры для преподавателей. Здесь созданы все возможности для учебной и научной
работы, а также для отдыха.
Все высотки похожи друг на друга: башнеобразный центральный корпус, увенчанный
шпилем со звездой. Фасады зданий богато украшает скульптура и декоративные детали с
советской символикой. Все это соответствует духу «сталинского ампира».
В отличие от построек конструктивизма, московские высотки не сказали нового слова в
архитектуре. Однако их градостроительное значение велико. По сей день они в большой
степени определяют лицо города, заметно выделяясь в общей застройке Москвы.
Выставка достижений социализма.
Важным событием в советской архитектуре стало открытие в 50-е гг. Выставки
достижений народного хозяйства
(ныне Всероссийский выставочный центр). На площади в 200 гектаров были
построены десятки павильонов (некоторые — еще в 30-е гг. для Всесоюзной
сельскохозяйственной выставки),
которые представляли все союзные
республики, а также различные отрасли сельского хозяйства, промышленности, науки и техники СССР.
Главный вход на выставку вел через гигантские ворота, сооруженные в виде
триумфальной арки. Их венчала скульптурная группа — колхозник и колхозница, несущие снопы хлеба. Эмблемой Всесоюзной
сельскохозяйственной выставки стала грандиозная скульптурная группа,
изображающая тракториста и колхозницу, высоко поднявшим над головами золотистый
сноп пшеницы. Она была установлена на 50 метровой башне Главного павильона,
который представлял собой монументальное белое здание с красивой колоннадой.
Фасад здания украшали гербы союзных республик и герб Советского Союза.
Из Главного
павильона посетитель попадал на одну из красивейших площадей – площадь
Колхозов.
Здесь и на
прилегающих аллеях расположились павильоны союзных республик, краев и областей.
Обходя эти дворцы-павильоны, посетитель как бы совершал путешествие по
необъятным просторам нашей Родины: от ледяных просторов суровой Арктики до
вечнозеленых субтропиков, от Камчатки до Балтики.
Каждый павильон
выделялся своей самобытностью, с использованием в строительстве национальных
мотивов.
На огромной
площади Колхозов особое внимание привлекало здание Московского павильона
(павильон «Зерно», в настоящий момент павильон № 59), построенного из камня,
бетона, стекла, украшенного нержавеющей сталью по проекту архитектора А.
Чечулина. Фасад был обрамлен горельефами, фигурами овощеводов, доярок,
садоводов, трактористов. Здесь же были изображены тучные животные, золотые
снопы пшеницы, крупные клубни картофеля, огурцов, помидоры и другие овощи. По
всему фасаду выгравирован лозунг: «Создадим вокруг Москвы и других крупных
городов картофельно-овощные и животноводческие базы». На самом верху орден
Ленина-награда Московской области за успехи, достигнутые в сельском хозяйстве.
Рядом
расположился павильон «Украина». Построен по проекту архитектора А. Тация и К.
Иваньченко, облицован украинской майоликовой плиткой, фасад украшают золотые
колосья, арку входа обрамляет декоративный керамический венок, над входом
витраж – «Переяславская рада».
Одним из
разделов выставки 1939 года стал раздел «Новое в деревне». Он раскинулся на
участке площадью 12 га. Здесь демонстрировалась новь советской деревни. По
типовым проектам, рекомендуемым для массового строительства, были возведены:
сельсовет, правление колхоза, машинно-тракторная станция, животноводческие
фермы, колхозный клуб, школа, родильный дом, детские ясли.
Особый интерес
был к яслям, ведь деревня не имела о них понятия. Все эти постройки и сейчас,
несколько обновленные, служат офисами для подразделений ВВЦ.
Интерес вызывал
павильон «Охота и звероводство», где демонстрировался Пушкинский зверосовхоз,
одним из первых начавший разведение соболя в неволе. На открытой площадке перед
павильоном показывались речные бобры, нутрии, ондатры, обитавшие здесь в
условиях, близких естественным.
Был на
территории Всесоюзной сельскохозяйственной выставки действующий образец
колхозной гидроэлектростанции. Она стояла на реке Каменка, протекающей по
территории Выставки. Ее расчистили от камышей и построили земляную плотину
высотой около 5 метров. Ток от станции подавался в соседнее здание, где были
установлены сельскохозяйственные машины, приводимые в действие электромоторами.
ВСХВ-39
стала не только школой передового опыта, внушительно продемонстрировавшей
достижения сельского хозяйства, но и любимым местом отдыха москвичей и гостей
столицы. В большом старинном парке, соседствовавшем с Выставкой, была разбита
зона отдыха. Были открыты разнообразные аттракционы: парашютная вышка, колесо
обозрений, комната смеха, карусели и др. Для детей был создан детский городок с
площадками для игр.
На самой Выставке был
построен Зеленый театр, концертная эстрада, цирк, два кинотеатра.
Центральный павильон выставки, подобно московским высоткам, имел шпиль со
звездой. Здание окружила монументальная колоннада, украшенная
скульптурными изображениями знамен и гербов союзных республик.
Рядом с Центральным павильоном был сооружен фонтан «Дружба народов»: вокруг
«цветка», составленного из снопов хлеба, стояли позолоченные скульптуры девушек в национальных
костюмах народов СССР.
Сооружения ВДНХ стали, пожалуй, последним памятником архитектуры «сталинского ампира». В 1955 г. было
принято правительственное постановление «Об
устранении излишеств в проектировании и строительстве». Эпоха помпезной сталинской архитектуры завершилась.
В период 1933—1954 гг.
одностороннее понимание архитектуры и тенденция
к монументализации архитектурных образов вступали в конфликт с требованиями экономичности и практичности
строительства. Эти явления в архитектуре рассматриваемого времени были вызваны
рядом причин. Успехи социалистического
строительства в 30-х гг., а затем победоносное окончание войны вызвали
настроения, побуждавшие к созданию
триумфальных образов в архитектуре. Определенную роль играли тенденции
парадности в архитектуре.
Архитектурная творческая практика во многом
не согласовывалась с развитием строительной техники.
Теперь, по прошествии определенного исторического срока, мы
можем объективно оценить значение
периода 1933—1954 гг. в истории советской архитектуры. В огромных масштабах
велось строительство всех видов сооружений,
предназначавшихся для нужд народного хозяйства, для культуры и быта трудящихся.
После колоссальных разрушений периода войны был не только восстановлен, но и значительно превзойден
довоенный капитальный жилой фонд.
Преобразился облик городов и сел. Этот период стал эпохой в истории советской архитектуры, заложил основы ее
дальнейшего развития. Итак, положительным является и сам факт огромных
масштабов строительства, и то, что все строительство, которое велось в нашей
стране, предназначалось для народа, для его
блага. Эти достижения имели чрезвычайно важное всеобъемлющее значение.
|