Меню

Главная » Статьи » 9 класс

Урок 6

С момента окончания строительства зданий, которые все привыкли называть сталинскими высотками, прошло свыше 40 лет. Москва заметно выросла вширь и в высоту. Появилось много зданий, этажность которых не только догнала, но и превысила количество этажей в сталинских высотках.  В противовес «украшательству» предшествующего периода в архитектуре официальных зданий 60-70-х гг. эталоном стали считать прямолинейность и аскетизм, а господствующей формой – бетонный параллелепипед со сплошными лентами окон. В пластической разработке зданий на смену былой сухости все чаще приходят свободная асимметрия и декоративная выразительность форм, напоминающая о постмодернисткой архитектуре Запада.

 Одно из широко известных произведений современной советской архи­тектуры - комплекс зданий Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Оно было построено в 1964-1968 годах по проекту архитектора М. Посохина. Комплекс состоит из 31-этажного административного корпуса, круглого конференц-зала, здания гостиницы и одноэтажного объема в виде платформы, объеди­няющей все части композиции. Главное здание высотой 105 м от уровня плат­формы имеет форму двух изогнутых пластин; между ними вставка, в которой размещены лифтовые холлы. Главный вход в здание находится на террасе платформы; для въезда на нее сооружен пандус. Площадка террасы служит кровлей гаража. Башня СЭВ имеет простую и рациональную композицию, типичную для того периода: она кажется раскрытой книгой, повернутой в сторону города, что подчеркивало мирный и созидательный характер организации, занимавшей это здание.

Конструкции зданий комплекса СЭВ выполнены из сборного железобе­тона, стали и алюминия. В отделке применен широкий набор современных материалов. Сооружение комплекса явилось примером братского содружества стран социализма: в строительстве принимали участие все страны - члены СЭВ. Это здание, благодаря своему расположению, величине и своеобраз­ной пластической композиции, играет исключительную градоформирующую роль в окружающем его городском пространстве, охватывающем набережные по обе стороны Москвы-реки.

Интересен с точки зрения архитектуры и Московский государственный академический детский музыкальный театр им. Н.И. Сац.

«Восьмым чудом света» называют этот поистине уникальный театр, над которым парит Синяя птица — Птица Счастья на золотой арфе, ставшая эмблемой театра.

Необычен этот театр… Просторные вестибюли с диванчиками, ажурные мостики над фойе, откуда ребят приветствуют герои их любимых сказок. Какие забавные дверные ручки! Они имеют форму скрипичного ключа… Мелодичный звонок, не похожий на обычный… Заботливые, приветливые педагоги, встречающие зрителей…

Если подняться по мраморной лестнице в ротонду — вольер для птиц. Здесь много света, сквозь прозрачные стекла видно голубое небо. В верхнем фойе — просторный зал со скульптурами Леля, играющего на дудочке, Бояна, перебирающего струны гуслей и Орфея с кифарой. А рядом неповторимая «гигантская Палехская шкатулка» — нигде в мире нет подобных панно в рост человека. Эта комната с секретом — она музыкальная. На панно сцены из «Руслана и Людмилы» М. Глинки, «Снегурочки» Н. Римского-Корсакова, «Волшебной флейты» В. -А. Моцарта, «Ромео и Джульетты» У. Шекспира.

А сейчас познакомимся со зданием Московского театра драмы и комедии на Таганке. Архитекторы А. Анисимов, Ю. Гнедовский, Б. Таранцев и их коллеги столкнулись с необычайно сложной задачей. Надо было построить новое здание для популярной московской труппы на небольшом неудобном участке вблизи шумной транспортной магистрали — Садового кольца, к тому же не прекращая работы театра на расположенной здесь же старой сцене.

Все в нем вроде бы правильно. И старое здание не снесли, чем проявили уважение к истории, и градостроительную доминанту пытались сделать - что было очень нужно в этом месте, и внутри все очень круто. Наконец, здесь был дан бой "интернациональному" стилю с его обезличенными стеклянными призмами: вместо этого появились суровый кирпич, глухие стены и врезанные в них острые углы, символизирующие, по-видимому, диссидентство любимовского театра. Но уже само по себе строительство такого роскошного дома для оппозиционного театра кажется странным. И некоторая невнятность его архитектурного образа (в памяти остаются нагромождения кирпича да Высоцкий в аквариуме внутреннего дворика) становится сродни любимовской стилистике.

Здание театра весьма символично. Отражает дух времени, метафоризирует его противоречия и т.д.

Авторы пришли к рациональному и необычному решению. Скромные по размерам вестибюль и фойе буквально «протискиваются» между двумя старыми зданиями к внушительному объему нового зала. Геометрически неправильная, сложная конфигурация плана, перепады уровней придают этим помещениям особенно уютный, камерный характер.

В здании на Таганке ярко проявилась важная особенность современной архитектуры театра. Разрушив преграду между сценой и залом, театральное действие стремится за его пределы, «растекается» по всему зданию. Кажется, оно готово спуститься по его уступчатым скульптурным объемам и выйти в город. Тут уж не до симметрии фасадов четко отграниченного в пространстве, открытого со всех сторон, геометрически правильного объема классического театра. Еще одного традиционного архитектурного «штампа», от которого непросто избавиться. Разве не стал навязчивым, повторяющимся из раза в раз признаком театра нехитрый контраст двух параллелепипедов — горизонтальной стеклянной пластины зрительской части, нависающей над входом, и глухого вертикального объема сценической коробки. Смотришь на такой канонически правильный театральный фасад — так и кажется, что старый добрый портик проглядывает сквозь стеклянные витражи и бетонные пилоны современной архитектуры. Ничего подобного нет в динамичной скульптурной объемной композиции Театра на Таганке. Подчиняясь внутренней логике театрального «цеха» и особенностям сложного участка, авторы в то же время удачно создают интересный пластический, почти скульптурный образ театра, не самодовольно замкнутого в себе самом, но раскрытого в город, — театра, раздвигающего свои стены. 

Категория: 9 класс | Добавил: HUNTgo (15.03.2013)
Просмотров: 2267 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

СТАТИСТИКА
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Советы
Перейти

При копировании материалов, ссылка на оригинальный материал обязательна! © Мировая художественная культура 2013