Давайте сначала разберемся с понятием
монументальности. Монументальность в
переводе с французского (франц. monumentalite от лат. Monere) означает напоминать. Монумент - памятник, произведение искусства, созданное для
увековечения памяти о каком-либо важном историческом событии или герое и потому
рассчитанное на длительное время, отсюда - монументальный - особо прочный,
долговечный, в переносном смысле слова, выдающийся, значительный как по
содержанию, так и по форме, иногда просто большой, огромный. Всеми этими
свойствами в первую очередь обладает архитектура. Поэтому под словом
монументальный часто имеют в виду архитектурный или связанный с архитектурой,
например: монументальная роспись, монументальная скульптура. Но
монументальность как художественное качество значительности, величественности,
масштабности образа, может быть присуща любому произведению в различных видах
искусства. Монументализм - тенденция
или свойство художественного мышления, обеспечивающее особую значительность,
масштабность в пространстве и во времени, соотносящие произведение искусства с
культурно-исторической средой.
Для монументального искусства характерна определенная
постоянная среда бытования. За редким исключением, произведения монументального
искусства находятся не в музеях, а являются частью архитектурного и природного
ансамбля, имеющего важное общественное значение. Это искусство улиц и площадей,
создающее постоянно существующую
архитектурно-пространственную среду и рассчитано на постоянное общение
со многими, нередко одними и теми же людьми (жителями одного района, города и
т.д.) в различные моменты их жизни.
Монументальная скульптура, как правило, увековечивает
исторические события, содержит героико-эпическое начало. Она обращена к массам,
и это определяет характер ее пластического решения, масштаб и композицию.
Монументальная скульптура создается из прочных материалов (гранит, бронза,
сталь), устанавливается на открытых пространствах. Большое значение для
восприятия имеют активный силуэт и обобщенная трактовка образов. Как самый
яркий пример, можно привести памятник В. И. Мухиной "Рабочий и колхозница”.
После 1917 г. искусство скульптуры
в России приобрело особое общественно-политическое значение. Советская
пропаганда стремилась создать образ современности как героической эпохи,
сказки, которая на глазах становится былью. Памятники, монументы играли
ключевую роль в советской скульптуре.
Декрет Совета Народных Комиссаров от 12 апреля 1918 г. предписывал снятие
памятников «в честь царей и их слуг» и установку монументов видным деятелям
революционного движения. Эта акция должна была закрепить в массовом сознании
мысль о том, что от «старого мира» не осталось и следа, что новая власть
утверждается на века.
Некоторое время советская скульптура ещё сохраняла
отголоски импрессионизма, модерна и авангарда начала XX в., но к концу 20-х гг.
главным ориентиром для большинства ваятелей стала классика. Об этом
красноречиво свидетельствовала выставка 1928 г., посвящённая десятилетнему юбилею
революции. Здесь впервые были показаны напряжённо-драматичная композиция Ивана Дмитриевича Шадра (настоящая
фамилия Иванов, 1887—1941) «Булыжник —
оружие пролетариата», величественная, навеянная образами русского ампира
группа Александра Терентьевича Матвеева
«Октябрь. Рабочий, крестьянин и красноармеец» и статуя Веры Игнатьевны Мухиной
«Крестьянка» (все работы 1927
г.).
На начало 30-х гг. пришлась новая волна
монументализма. Матвей Генрихович
Манизер (1891 — 1966) в памятниках
В. И. Чапаеву в Куйбышеве (1932
г.) и Т. Г.
Шевченко в Харькове (1934—1935 гг.) пытался преодолеть традиционное
«одиночество» фигуры на пьедестале, подчеркнуть связь своих героев с народом.
Символом победившего социализма должен был стать
советский павильон на Всемирной выставке 1937 г. в Париже. Здание, спроектированное Б.
М. Иофаном в виде ступенчатой композиции из стремительно нарастающих объёмов,
служило пьедесталом для двадцатитрёхметровой скульптурной группы Мухиной «Рабочий и колхозница».
При осмотре с фронтальной точки зрения фигуры
напоминают античную композицию V в. до н. э. «Тираноубийцы». Если смотреть на
памятник сзади, то кажется, что фигуры летят, а если обходить вокруг него,
создаётся впечатление, что они идут бодрым шагом.
В период Великой Отечественной войны и в послевоенные
годы в скульптуре, как и во всём советском искусстве, заметны два направления:
официальное, парадно-героическое, и другое — более человечное и чуткое к
суровой правде войны.
В скульптуре первого послевоенного десятилетия
торжествовало «украшательство». Тяга к поверхностному жизнеподобию, к
второстепенным деталям и пышному, купеческого стиля орнаменту порой разрушала
логику построения формы. Не худший из примеров — памятник Юрию Долгорукому (1954 г.).
Этот памятник на Тверской площади столицы по праву
стал одной из «визитных карточек» Москвы.
Памятник было решено установить к 800-летию основания
Москвы. Говорят, что решение в пользу Юрия Долгорукого было принято лично
Сталиным. Конкурс объявили в 1946 году. Победил проект скульпторов А.П. Антропова, Н.Л. Штамма и С.М. Орлова.
Уже 7 сентября 1947 года состоялась закладка монумента, но открыли памятник
только летом 1954 года.
Скульпторы изобразили Долгорукого в образе былинного
богатыря, простершего вперед правую руку, словно указывающего - здесь быть
новому граду. Щит всадника украшает древняя эмблема Москвы - Георгий
Победоносец, поражающий копьем змия.
Во второй половине 50-х гг. всё более осознавалась
потребность в ясном и весомом скульптурном образе, где идея выражалась бы
непосредственно через форму. Появились оригинальные мемориалы, в которых
собственно скульптура уступала ведущую роль хранящему историческую память
ландшафту.
Вообще - то местоположение монументов, их окружение
очень важно для целостного восприятия памятников. Не всегда выбор места
является удачным. Пример тому – монумент
Г.К. Жукову. Сначала планировалось его установить на Красной площади перед
Историческим музеем, напротив других спасителей Отечества – Минина и
Пожарского. Но, к счастью, вмешалась ЮНЕСКО. Поскольку Красная площадь -
памятник истории и культуры мирового значения - находится под охраной ЮНЕСКО,
то она не подлежит каким-либо «изменениям и дополнениям». Тогда скульптуру
установили с боку Манежной площади, вплотную приблизив к служебному входу в
Исторический музей. Место выбрано неудачно: памятник не только «задвинут», но и
поставлен с северной стороны большого здания, затеняющего монумент. Жуков
всегда выглядит темным, а в сумерках просто черным, так как вечерняя подсветка
не предусмотрена. Это самый «нефотогеничный» памятник в Москве.
В.М. Клыков исполнил скульптуру в традиционалистском духе
соцреализма, его создание вполне достойно можно поставить в один ряд с
памятниками вождям и полководцам времен культа личность. В сущности, монумент –
завуалированное прославление советской эпохи. Неслучайно сегодняшние коммунисты
выбрали его местом своих митингов.
В адрес клыковского монумента высказывалось много
критических замечаний. Художественные круги оценили памятник весьма прохладно.
Александр Рукавишников высказался откровенно: « Памятник Жукову мне не нравится
по скульптурным, эстетическим соображениям. Пропорции тут ни при чем – мне не
нравится само решение в рамках этой задачи. Считаю, что это неудача Клыкова».
Сам автор стоически спокойно отнесся к критике: «Я знаю, что скульптура эта
сделана профессионально, грамотно, как я ее и задумал. Можно с памятником
соглашаться или не соглашаться – я абсолютно уверен в том, что я все сделал
правильно и тот образ, та композиция, которая была задумана, – выполнены мной.
Мне хотелось передать образ полководца, который, как бы натянув поводья, принес
Победу, попирая фашистские штандарты, к стенам древнего Кремля. Вот,
собственно, какая была идея. Потому я и выбрал такой ритмичный, почти
барабанный шаг».
Прославленный маршал явлен на пьедестале в зените
славы и величия – в момент принятия Парада Победы 24 июня 1945 года. Неслучайно
бронзовый Георгий Жуков невольно вызывает аллюзии с Георгием Победоносцем,
изображение которого помещено в основании монумента.
Вместе с тем, это далеко не лучший образец конной
скульптуры. Всадник, привстав на стременах, делает правой рукой какой-то
странный жест – то ли успокаивающий, то ли запрещающий. К тому же знатоки
верховой езды, взирая на памятник, недоумевают, каким аллюром движется конь:
рысью, иноходью, галопом? Сам автор на этот вопрос ответил уклончиво: «Говорят
еще, что лошадь не может так переставлять ноги. Я сам вырос в деревне, любил
лошадей с детства, ездил на лошадях, и, слава Богу – знаю лошадей и то, как
лошадь может ноги переставлять». Но, Клыков все же не сказал, каким манером
идет лошадь (точнее конь) на его статуи, и люди теперь теряются в догадках.
Известно, что товарищ Сталин приказал Жукову принимать
исторический парад на белом коне. Конь серебристо-белой масти с древнейших времен
символизировал Победу и Славу. Этот выезд на белом коне стал исключительным
случаем в советских конных парадах. Через два года в первомайские торжества
Буденный захочет проехать по Красной площади тоже на белом коне, но Сталин ему
запретит.
В заключение стоит упомянуть, что после смерти Сталина
конные парадные выезды прекратились раз и на всегда, а кавалерия по приказу
именно Жукова была расформирована как особый род войск. Может быть, в этом
смысле надо понимать запрещающий жест военачальника на памятнике скульптора
Клыкова.
История создания памятника Петру Великому - " Памятника в ознаменование 300-летия Российского
флота", как он официально назывался в Постановлении Правительства
Москвы (от 27 июня 1995 года), - полна, как никогда в России, великой борьбы и
драматизма.
Зураб
Церетели, приступая к работе над
монументом, прежде всего должен был представить себе существующую обстановку. Место
для установки памятника - исполинского монумента было найдено быстро и точно: в
центре Москвы всепобеждающий Петр -флотоводец мог стоять в единственном только
месте - на стрелке противокремлевского острова Москвы-реки и Обводного канала.
Монумент Петру I, основателю Российского флота,
представляет собой уникальный в инженерно-техническом решении объект. Несущий каркас
98-метрового монумента - это металлоконструкция из нержавеющей стали, на
которую накладывались собранные в укрупненном масштабе бронзовые детали
облицовки. Нижняя треть всей конструкции собиралась отдельно и устанавливалась
на железобетонное основание-фундамент. Также отдельно собиралась фигура Петра,
конструкция и облицовка корабля и затем устанавливались в готовом виде на
пьедестале.
Подвесные ванты корабля выполнены из нержавеющей стали
и представляют открытую пространственную конструкцию. Сплетенная из нескольких
тросов а скрепленных между собой такая конструкция исключают подвижность, т.е.
качание вант. Пластическая облицовка рострального постамента, корабля и фигуры
выполнена из высококачественной бронзы, первичной обработки. Бронзовая поверхность
пьедестала обработана пескоструйкой, покрыта патиной, а сверху - воском,
защищающим ее от негативных атмосферных влияний.
Очищенную
поверхность фигуры от тонального изменения цвета бронзы и от неблагоприятного
воздействия среды на химические процессы о материале предохраняет лаки. Свиток
в руке Петра I - позолочен. Паруса сделаны в технике выколотки из меди, внутри
которых для уменьшения веса применена пространственная металлическая
конструкция, С целью предотвращения коррозии, все скрепляющие элементы сделаны
из нержавеющей стали. Для установки флагов использовались шарикоподшипники,
поэтому ветровые нагрузки на них мизерные. Внутри монумента смонтирована
лестница, необходимая для осмотра и обследования состояния конструкции.
В основании площадки - искусственного острова
вмонтированы фонтаны, создающие впечатление, рассекающего воду корабля.
Познакомившись с тремя примерами монументов различных лет,
можно проследить кризис понятия монументальности в творчестве.
|